НОВОСТИ - администрации - благочиние - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

 

 

Адюльтер* адмирала

 

*Супружеская измена, адюльтер (фр. adultere), прелюбодеяние — добровольный половой акт между лицом, состоящим в браке, и лицом, не являющимся его супругой или её супругом. Несмотря на то, что в различных правовых системах определения адюльтера различаются, общим для всех является факт сексуальной близости вне брака, в той или иной форме. Адюльтер почти во всех культурах мира был жестоко наказуем, вплоть до смертной казни. И только в 1964 году решением Международного конгресса по уголовному праву в Гааге уголовное наказание за измену было отменено…
Во Франции уголовное наказание за адюльтер было отменено в 1975 году (!)…
                                                                                                                                         Википедия

 

Речь, естественно, не пойдет о супружеской измене великого адмирала русского флота А.В. Колчака (1874-1920 гг.), хотя даже сам режиссер, употребив слово «адюльтер» в одном из своих интервью, как бы задал русло, в котором они с творческой группой решали сценарные и художественные задачи фильма.
На всём протяжении картины неотрывно преследовало ощущение – что-то подобное уже виделось в кинематографе: красивые мужчины в морской форме и в классических костюмах, море, очень красивые женщины и музыка, музыка, такая тоскливая и трагичная, замедленные кадры, очень трогательно и слащаво. История любви на фоне страшной трагедии. «Титаник» – вот художественное решение того, что ассоциативно приходит зрителю - после просмотра фильма. Жалко, что не нашлось менее узнаваемого творческого решения, ведь основная канва «Титаника» выдумка, а история адмирала Колчака – правда.
Нужно отдать должное сценаристам. С точки зрения политкорректности они прошли по лезвию ножа, ничем не унизив память людей «большевистской» ориентации и не особенно возвысив белое движение. За одну фразу из разговора похоронной команды белых в отношении убитых большевиков, мол: «Они же тоже православные…» – можно сказать спасибо создателям фильма за миротворчество в деле Гражданской войны, которая, увы, еще идет в сердцах многих россиян.
Если бы они хотели возвысить белое движение, то в истории расстрела можно было бы вставить массу эпизодов, к примеру такой. Командовал расстрелом Колчака комиссар Самуил Чудновский. Когда Колчак спросил о его звании, тот ответил: «Комиссар». На что Колчак сказал, что такого воинского звания не знает, и расстреливать его должен, по законам войны, равный ему по чину, и поэтому командование расстрелом он берет на себя. Что и произошло…

Правда ли это или нет, точно уже никто не скажет. Во всяком случае, беспочвенно такие легенды не рождаются. Есть косвенный факт, что эта – легенда не правда. Вся одежда Колчака, без единой дырочки, сохранилась. Поэтому многие исследователи утверждают, что Колчак был расстрелян голым в тюремных застенках.

С другой стороны благородство было проявлено Дзержинским. Когда ему задали вопрос, расстреливать ли женщину, которая называет себя женой адмирала, он, будучи осведомленным, где настоящая жена Колчака, дает ответ: «Мы за любовь не расстреливаем!» Правда, потом эту женщину упекли в тюрьму, почти на 37 лет. Как ей жилось в лагерях, одному Богу известно, однозначно утверждать, что плохо – нельзя. Очень много примеров, что там и женились, и детей рожали. В любом случае жизнь лучше, чем смерть…
Ну, это присказка. Вначале о главных героях: Колчак и Тимирёва. Их история известна, но как она рассказана в фильме? Скажем сразу – никак. Это режиссеру и сценаристам, наверное, понятно, почему Тимирева любит Колчака, а Колчак поступает как поступает. Зрителю эту информацию не донесли, поскольку даже субъективно образ великого адмирала и образ его возлюбленной совершенно не проявлены. Кто все эти люди в шикарных костюмах? Какой он, этот Колчак, что он думает, почему решает так или сяк, злой он или добрый? Образ его остается во тьме. Мы видим симпатичного дядю военного и не просто дядю, а дядю, похожего на Хабенского. Первая сцена фильма убеждает нас, что он еще и «отмороженный» дядя. Поскольку не объяснена суть его приказа, когда он свой корабль, спасаясь от преследования вражеского фрегата, загоняет на минное поле. В подольский кинозал ходят не только моряки, есть люди и других профессий, поэтому не все поняли, что корабль Колчака имеет меньшую осадку, почему и проходит над минами, а немец – в самый аккурат по ним. И весь максимальный риск русского экипажа заключался в том, чтобы не напороться на случайно оторвавшуюся от цепи мину. В зале догадались не все. Хорошо, что кто-то громко объяснил ближнему суть поступка Колчака, и все услышали и успокоились, а то слово «отмороженный» повисло над зрителями всерьёз.

Очень интересна сцена объяснения Колчака с женой, когда та, заподозрив «лямур» мужа, хочет уехать, чтобы не быть свидетелем романа, который так больно ранит ее. Кстати, никто из персонажей, почему-то даже не помышляет о разводе? Это тоже не объяснено толком современному зрителю.
Если берётесь снимать про любовь, будьте любезны знать, что в этой теме разбираются все: и бомжи, и академики! Эта тема вечная. А женщины –так в ней вообще большие специалисты. Поэтому мотивацию поступков просто необходимо железно обосновывать.
Прекрасно сыграла Боярская в сцене объяснения со своим мужем. Влажный взгляд, сумасшедшая счастливая улыбочка. Убедительно, но не ясно, почему надо так издеваться над человеком, который тебя любит? За что её муж стал достоин такого отношения? Извергом или трусом он не показан. В бою ведет себя адекватно, противостоит неприятелю плечом к плечу со своим командиром Колчаком. Совсем непонятно…

Муж ей начинает объяснять совершенно обыденную для того времени вещь – суть обряда венчания. Такой разговор мог бы происходить в нашей неофитской православной семье, но не среди супругов царского правления, когда вся культура и образование начинались с Закона Божьего. А слова Тимирёвой ставят вообще в тупик, когда она спрашивает: «А что такое изменить?» И опять глупо улыбается…
Теперь о периоде отношений героев, когда роман минул платонический период. Место действия – поезд, идущий в Иркутск. Колчак окружен своими соратниками. С ним едет штаб, старые единомышленники, боевые товарищи. Положение катастрофическое. В этот момент руководитель должен показывать примеры аскетизма, сосредоточенности и мужества, а он вместо этого, выражаясь грубо, – «бабу прижил». Не все же его соратники знали о «святости» той любви, которую испытывают Колчак и Тимирёва друг к другу. Многие оценивают его сожительство у всех на глазах как нечистоплотность. Не удивительно, что когда Колчак распускает свой штаб, с ним до конца не остается никто. Только Тимирёва бросается вслед уходящим офицерам с криком «Предатели!». Поддержки ни у кого она не находит. И это не удивительно.
Порадовал образ Каппеля. Наш зритель знает об этом военачальнике в основном по фильму «Чапаев», когда каппелевцы идут строем в психическую атаку в форме, похожей на корниловскую. А Анка-пулеметчица расстреливает их с репликой: «Красиво идут, интеллигенция!». В «Адмирале» эта психическая атака показана по-другому, именно так, как она была на самом деле – страшно и героически со стороны белых. Сам Каппель, хотя и промелькивает в кадрах очень быстро, запоминается светлым и мужественным человеком. Сцена с ампутацией ног кажется какой-то досадной несправедливостью. Но так было на самом деле. Досадная несправедливость – это как раз то, что испытывают многие при изучении вообще всей истории белого движения. За что этих благородных людей, элиту русского общества, цвет нации – выкинули и унизили, а многих жестоко поубивали? За что?

Вот этот вопрос как раз и является главным не только после просмотра фильма «Адмирал», но и после изучения русской истории XX столетия. Чтобы хоть немного приоткрыть эту завесу, наверное, стоит оглянуться вообще на русскую историю последних 300 лет, и тогда адюльтер адмирала станет адюльтером почти всей верхушки российской власти. Любовницы и любовники, начиная с Петра I и далее по монархической линии – Екатерина II, её приключения, моральный облик дворян пушкинского времени – все это не дает засомневаться в том, что простой народ, глядя на эту оргию, а сам, соблюдая чистую православную жизнь, перестает верить в свою власть, в своих господ, которые, крестясь «на людях» и побуждая крестьян к чистоте, сами прибывают в «адюльтерах». В результате, элита русского общества к началу XX года потеряла сакральность и была изгнана. Мужик не захотел подчиняться адюльтерианцам. Но и сам, конечно, будучи наивным и малообразованным, впоследствии попал под власть других адюльтерианцев…

Вообще обидно, что фильм в основном представляет из себя примитивную схему. Ни любовь толком не показана, ни история гражданской войны, ни жизнь Колчака не рассказана. Хотя и то, и другое, и третье могло бы стать большим подспорьем кинематографистам. Только биография Колчака до революции 1917 г. может стать бестселлером, один Полярный поход чего стоит (!). Но, видимо, создатели фильма ставили другие задачи; они попытались заставить полюбить русского офицера царской и белой армии. Хотели показать, что и их любили красивые женщины, и через это подтолкнуть современников к сердечной реабилитации этих людей, поскольку их образ был сильно замутнен советской пропагандой.
Задача благородная, особенно если вспоминаешь, что это были наши, русские люди.
Напоследок хотелось бы заметить, что одним фильмом трудно переломить стереотипы и заставить любить людей, пусть и очень красивых, которые являются солдатами побежденной армии. Сегодня любят победителей! Не так просто заставить прикипеть сердцем к побежденному, даже если тот был прав перед Самим Богом.

Время такое.
 


Сергей Юхнов
 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: [email protected]