НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ

«В ОЖИДАНИИ ГОДО»

 

 

В гостях редакции Лауреат конкурса профессионального признания «Звезда Подмосковья – 2006», совладелец агентства недвижимости ООО «ОБЛиК» Юрий Анатольевич Коптев.

 

Агентство недвижимости «ОБЛиК» Адрес: 142100, Подольск, Ревпроспект, д. 58.
Тел.: (4967) 63-52-52; (495) 744-62-11Тел./факс: 63-63-86

 

 Юрий Анатольевич, мы знакомы с Вами с октября 1988 года, когда Вас, выпускника московского технического училища №17, слесаря по ремонту и обслуживанию холодильного оборудования, студента второго курса ВЗПИ, избрали секретарем комсомольской организации Подольского химико-металлургического завода. Через пару лет Вы стали 2-м секретарем подольского горкома ВЛКСМ, но перестройка, как известно, внесла свои коррективы. В те годы мало кто понимал, что недвижимость – основа капитализма. Как это произошло: из комсомольских вожаков – в риэлторы?

– Конечно, я занялся недвижимостью не сразу. После событий с ГКЧП в 1991 году в магазинах начали открывать так называемые коммерческие отделы. Такой отдел мы и открыли при магазине хозтоваров, недалеко от ЗАГСа. Параллельно этому Олег Ледовский начал заниматься недвижимостью. Агентство недвижимости «ОБЛиК» (расшифровывается как «ОБъединение Ледовского и Коптева») открыли 3 марта 1993 года. А магазинчик мы вскоре закрыли. Третьим нашим соратником в первые годы деятельности фирмы был Сергей Кузнецов, но он тяжело заболел и умер.

– Время было суровое, лихие 90-е годы, как их теперь называют…

– Тем не менее, тогда было все намного проще. Например, еще не было регистрационной палаты, функции которой выполняло Бюро технической инвентаризации (БТИ). А мы арендовали под офис помещение на улице Маштакова, на первом этаже дома №12, в котором располагались и БТИ, и нотариус. Клиент вначале заходил к нам, потом поднимался на второй этаж за справкой БТИ, затем к нотариусу Татьяне Фокиной – на третий… В общем, сделка проходила в течение 20-30 минут! Кстати, нотариус тогда еще печатал документы на пишущей машинке, а у нас уже красовался компьютер, на котором мы и составляли договоры.

– А клиентов много приходило?

– Народ, конечно, шел, но… реалии того сумбурного времени не сравнимы с сегодняшним днем. Например, еще мало кто приватизировал жилье. Много нервов тратилось из-за общей неразберихи и досадных ошибок.
Затем в России ввели обязательное лицензирование этого бизнеса. Нас сразу обязали обучить риэлторству трех человек. За обучение каждого сотрудника нужно было заплатить сумму, равную 2,5 тысячам долларов. То есть сразу пришлось заплатить 7,5 тысяч и плюс 2 тысячи – за саму лицензию. Для примера: 1-комнатная квартира тогда стоила порядка 5 тысяч долларов. Сами понимаете, далеко не каждая фирма могла себе позволить подобные
Комсомольский актив ПХМЗ перед лыжным переходом на базу отдыха «Кристалл». расходы. Поэтому некоторым пришлось объединяться, другие ушли в теневую часть бизнеса. Так или иначе, в Подольске, кроме нас, остались всего две фирмы с лицензиями: «Полюс» и московская – «Ордер». В этот период мы работали спокойно и уверенно. С одной стороны, работать было легче, чем теперь, но, с другой, жизнь была более криминализована. Нас могли подставить так называемые «черные» маклеры, которые ничем не гнушались, даже могли при выставлении квартиры на продажу выписать «на улицу» детей. Мы с такими людьми не связывались. Да и потом: тому, кто затратил большие деньги на лицензирование, нелогично рисковать ради услуг сомнительным посредникам.

– Как Вы характеризуете отмену в 2002 году лицензирования?

– Агентства в Подольске начали расти, как опята: до ста фирм – мы даже считать перестали. Наши бывшие сотрудники организовали свои фирмы. Конкурентов стало примерно в двадцать раз больше.

– Однако они не помешали Вам в 2006 году получить звание лучшего риэлтора на рынке недвижимости Московской области, не так ли?

– Да, я победил на региональном конкурсе. А «ОБЛиК» была названа лучшей брокерской фирмой на рынке коммерческой недвижимости области. Жюри конкурсов учитывает и количество сделок, и их сложность, изучает целые альбомы деятельности фирм. Конечно, за 16 лет существования «ОБЛиКа» и клиентская база, и опыт наработаны немалые.

– Несколько слов о работе в условиях финансового кризиса, который сразу ударил по банкам и рынку недвижимости. Каковы особенности риэлторской деятельности сегодня?

– До кризиса большинство сделок было ипотечных, то есть банки выдавали людям кредиты на покупку жилья. Люди, не задумываясь, брали бешеные деньги под бешеные проценты. Для человека, тем более, русского, берущего кредит на четверть века, разница в цене квартиры, например, в 5-10 тысяч долларов, почти не важна. И цены на недвижимость из-за этого взлетели. Люди продавали квартиру, допустим, за 100 тысяч, а реальная ее цена на рынке составляла 85-90 тысяч. ВлаЮ. Коптев с сыном Михаилом на тренировкедельцы квартир, которые продавали квартиры ипотетчикам, начали задирать цену.
Сейчас многим фирмам, арендовавшим большие помещения или апартаменты элитного уровня, пришлось закрыться или переехать в более скромные офисы. Мы еще в середине 1990-х выкупили в собственность помещение на Ревпроспекте, и нам в этом отношении легче.
Сложности, безусловно, есть. В позапрошлом году 1-комнатная квартира в Подольске, даже «хрущевка», стоила 3 млн 200 тыс. руб. А сегодня ее рыночная цена равна 2 млн руб. Естественно, и кредиты сейчас в банке не так просто получить. Банковские условия выдачи ипотеки резко изменились и невыгодны клиентам. Если раньше не проходили под ипотеку двухэтажные дома с деревянными перекрытиями, то теперь даже под такой «неликвид» как квартира в 9-этажке, но с кухней меньше 6 метров, – банк денег вам не даст.

– В Подольске очень много агентств недвижимости. Помните, сатирики Ильф и Петров описывали город, в котором было очень много парикмахерских и похоронных бюро?.. И все сто фирм входят в гильдию риэлторов?
– Во-первых, кризис сократил число агентств на 20%. Во-вторых, в гильдию входят далеко не все оставшиеся, а лишь 24 фирмы. Руководители некоторых фирм не вступают в гильдию по неким принципиальным соображениям, а другие агентства мы сами не принимаем. Для вступления нужны поручители, которых мы знаем.

– Как думаете, положительные перспективы проглядываются в вашем бизнесе? Вы на что-то надеетесь или просто летите, не спеша, на определенной высоте?

– Главное – не упасть. То, что построено строительными компаниями, сейчас не продается. То, что накупили в свое время – на этапе строительства, никто не хочет продавать по сегодняшним ценам. Рынок стоит, и все сидят в ожидании.

– Была такая пьеса С. Беккета – «В ожидании Годо». Все ждут Годо, но уже забыли зачем. Вроде бы этот Годо должен был изменить скучную жизнь и обещал порыться в каких-то документах, проверить банковские счета, посоветоваться с семьей… Со скуки люди думают о своих шляпах, потом хотят повеситься, но вспоминают, что нужно кого-то ждать… В общем, риэлторы сейчас – в ожидании «Годо»?

– Я бы так однозначно не говорил. Сегодня мы продолжаем работать. Выживаем в основном на сделках по родственным обменам жилья. Помогаем собрать документы для договора купли-дарения или помогаем оформить в собственность садовый участок, строения на нем, привести в соответствие с современными требованиями документы старого образца, поставить на кадастровый учет… И многие другие фирмы занимаются аналогичной работой. Кто-то «ужался» и сдает часть своего помещения в аренду. Иные, например, в ПЖИ, занимаются конкретно новостройками… А вообще, сегодня продают свою недвижимость лишь те, у кого есть конкретное предложение – в какую сделку или новый проект вложить вырученные с продажи деньги.

– У Вас в фирме работает профессиональный юрист?

– За столько лет мы сами потихоньку становимся юристами. Иногда к нам юристы заходят проконсультироваться.

– Насколько я знаю, у Вас несколько хобби. Спорт, например.

– Да, хоккей. И сын Михаил катается вместе со мной. Раньше играли за команду «ХКМ», участвовали в первенстве непрофессиональной хоккейной лиги. Сегодня – в команде «Панды», которую организовал директор подольского Райпо Александр Латышев.

Другое увлечение – собаководство. С 1980-х состою в подольском клубе «Амиго», участвую по мере возможности в его мероприятиях. Руководит этим клубом еще со времен ДОСААФ выдающийся кинолог Ольга Федоровна Глядяева. А дома у меня живет собака редкой породы – зенненхунд.

– Муж Ольги Федоровны – помощник старосты храма в селе Покров Евгений Андреевич Глядяев, который вместе с настоятелем о. Вячеславом отзываются о Вас как о попечителе. Вы давно помогаете храму?

– В 2000-2001 году я занимался приведением в порядок документации по сдаче в эксплуатацию церкви и других построек, дома настоятеля. Это была не совсем обычная работа – когда с представителями БТИ производили замеры здания. В БТИ в основном работали женщины, и замеры в алтаре им запретили делать; приходилось мне самому справляться. Потом нужно было замерить колокольню, а у моей помощницы именно с этим строением были связаны тяжелые воспоминания. Так что и здесь мне пришлось замерять самому.

Нередко ко мне обращаются из села Покров и по личным вопросам: кому-то квартиру приватизировать, кому-то обменять жильё. И жителю из соседней деревни, Холопово, тоже помогал сдавать в эксплуатацию коттедж.
 

Беседовал Сергей Грачёв

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+