ПОДОЛЬСКИЕ НОВОСТИ. ПОДОЛЬСК. Подольский ФОРУМ

 

НОВОСТИ - администрации - благочиние - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

НЕуютненький месье Шовен Михалков

 Отклик на фильм «Утомленные солнцем 2: Предстояние»  

Самый справедливый разбор художественного произведения – это анализ тех задач, которые ставил перед собой художник, и как он их решил. Бессмысленно подходить к творчеству Тарковского или Бергмана с лекалами фильма «Пипец». Да и Феллини проиграл бы. Сегодняшние критики его заклеймили бы одним из двух слов – «клиника» или просто «бред», возможны оба варианта в одной рецензии.
С Никитой Михалковым немного другая ситуация – он очень хитрый. И денег смог достать, и фильм снять, решая сугубо свои творческие задачи. Все разговоры о том, что фильм о войне, о Красной Армии, о злодее Сталине, что он (фильм) самый грандиозный по масштабам, в нём применяется какая-то особо сложная компьютерная графика и т.д. – чушь собачья и муть зелёная. Михалков не так глуп, чтобы ради этого тратить своё творческое время и время зрителя. Для решения этих задач есть Голливуд. Михалков преследовал совсем иное, где всё то, что перечислено выше и плюс все те недочеты, о которых трубят, является фоном, реквизитом, средством для выражения задач режиссёра и могут рассматриваться только в связи с замыслом, а не сами по себе. Иначе можно вырезать уголок 10х10 см от картины «Боярыня Морозова» и успешно критиковать Сурикова за бессмысленную мазню.
Замысел режиссёра Михалкова, увы, недоступен многим критиканам, поскольку они люди новой формации, они прогрессивные, либеральные, они толерантные, они гуманисты, они сталинисты, они патриоты – они все кто угодно, но только не те, которые могут понять этот замысел. Вот в этом самая главная промашка Никиты Сергеевича, но по-другому он не мог. Другого пути нет. От этого Михалков обречён. Надеемся, Михалков понимает это и понимал, с самого начала, когда блефовал.
Итак, ради чего подставился Михалков? Какие «сугубо свои» творческие задачи решал?
Для ответа на эти вопросы надо проанализировать его мировоззренческую платформу, о которой он, впрочем, не особо скрывая, говорит во многих своих интервью и выступлениях, чем завоёвывает сердца многих людей, как из мира искусства, так и простых граждан. Михалков – русский. Хочется добавить: «… и этим всё сказано». Но для сегодняшнего народа сказать о человеке, что он русский, это значит не сказать ничего. Все себя считают русскими, даже свидетели Иегова, даже советские атеисты и борцы с православием. Слово русский приватизировано массами, а особенно теми, кто ни по Вере, ни по культуре, ни по образу жизни таковыми называться не могут по определению. И бьют себя в грудь, рассказывая о своей русскости на каждом углу, и возмущаются, не будучи в жизни ни разу ни на причастии, ни разу ни исповедовавшись в русском храме. Понятно, что бердяевщина, которая въелась в нашу интеллигентскую плоть, отрицает какой-либо доминирующий признак в определении национальности, но здравый смысл возвращает всё на свои места. Не будем продолжать, поскольку это – не тема данной статьи.
Есть точка зрения на всё, что происходит в истории мира, в том числе России. Эта точка зрения рассматривает все события только под одним углом – борьба и взаимодействие национальностей и религий. Нет никакой внутрипартийной борьбы, классовой, буржуазии, идеологий и т.д. Есть только религии и национальности. И что бы ни происходило, применяя эту точку зрения, любой русский безошибочно может определить: хорошо или плохо стало русским и их религии от того или иного события. Михалков, похоже, из людей, которые смотрят на всё именно с этой позиции. Именно такой взгляд на нашу жизнь и недоступен всем тем перечисленным людям: либералам, коммунистам, патриотам, гуманистам и т.д. – всем критиканам, посмотревшим фильм Михалкова. Никто из них не найдёт в фильме положительное для своей «религии». Поскольку они перестали мыслить национальными категориями.
Патриоты – мыслят категориями: что хорошо для государства, а что плохо (последствия управления Петра I ), ещё они себя любят называть государственниками; сейчас сталинисты тоже стоят в их ряду.
Либералы – как соотносятся события в мире с правами некоего мифического «Человека».
Гуманисты – озабочены заботой о человеке и т.д.
Вплоть до комсомола, октябрят, байкеров и тинейджеров. Все люди поделены на группы и подгруппы. Разделяй и властвуй! Об интересах русской нации говорят только с точки зрения «Россия для русских» или «нефть». Никто не говорит о сбережении народа, культуры, о сплочённости национальности для дружбы, а не для войны. Никто не озабочен выживанием русского типа человека. Некоторые подгруппы, навроде государственников, говорят об этом, но с точки зрения интересов опять же страны, а не русской нации, чем автоматически скатывают свою демагогию в русло национал-социализма…
Есть такой персонаж во Французской литературе – месье Шовен. От его имени пошло «шовинизм». Мало кто знает, как погиб этот месье. А погиб он следующим образом. В Париже шли революционные бои. На баррикады наступали правительственные войска (версальцы). В момент затишья, когда и с той, и с другой стороны раздавались стоны раненых, Шовен ходил, хромая на свою деревянную ногу, то на одну противоборствующую сторону, то на другую, уговаривая бойцов: «Хватит стрелять, мы можем договориться, мы же все французы!» Его никто не слушал. В момент очередной перестрелки обезумевший от вида французской крови Николя Шовен выскочил под перекрестный огонь с криком "Да здравствует Франция!" и погиб.
Первый фильм «Утомленные солнцем» именно с этих позиций рассматривает взаимоотношение двух главных героев, давая простое объяснение психологической подоплеки тех репрессий, которые шли в 30-е годы в России. Митя – бывший дворянин, а теперь работник НКВД, сводит счёты с победителем в гражданской войне, талантом и русским мужиком – комдивом Котовым.
И тот, и другой талантливы, и тот и другой энергичны и сильны, и тот и другой нравятся женщинам. Один – силён образованностью, другой – природным талантом, народным, но нисколько не уступающий ни в чём интеллигенту. У Котова на любое дворянское выкаблучивание Мити есть свой ответ, вплоть до танца чечётки. Эти два русских персонажа ненавидят друг друга.
Ненависть Мити оказывается сильнее и страшнее. Котов расстрелян, семья его репрессирована. Казалось бы, простой финал и простое объяснение – произошёл спор между славян. Фильм целен, и по мысли своей очень правилен, особенно в наше время: пора прекратить противостояние красных с белыми, пора объединяться.
Все нападки на Михалкова о том, как показана фигура Сталина, о служении конъюнктуре – просто ерунда, если посмотреть на вещи с точки зрения интересов русской нации и православия. У русского народа 1000-летняя история, у православия 2000-летняя.
XX век для русской нации оказался веком крови. Все правители, приходившие управлять российским народом, затевали революции, реформы, перестройки, войны, в результате которых всегда почему-то страдала русская нация. Все действия приводили к неизменно одному результату – уменьшению народонаселения в нашей стране. Кто-то отстреливал элиту русского народа, кто-то брал на себя функции контроля рождаемости, кто-то внедрялся в образование, и наши дети эволюционируют в жвачных животных. Суть всегда была одна – вырождение и смерть.
Фашисты говорили, что народ, который смог допустить управлять собою большевиков, не достоин к себе отношения кроме как к скоту. Они, фашисты просто не уважали ту нацию, которую пришли завоёвывать. Не уважали именно по причине бесхребетности, а не потому, что мы варвары или неправильно держим вилку в руке. Кстати, и сегодня европейцы именно по этой же причине относятся к нам с некоторым снобизмом. Русские – это кто? Кто является нашим лицом на всемирной арене? Что за слова они слышат от наших первых лиц? Про «обрезание» и про то, что «нам чихать»?
В фильме Михалкова в сцене сжигания в сарае именно это отношение к нашим людям со стороны немцев показано во всей её беспощадности. Деревня пострадала потому, что ни одна дверь не открылась, когда своя русская девочка просила о помощи. Сказано: не бойся злодея, бойся равнодушного. Такими мы стали. Отчего вдруг русский народ стал равнодушным? Отчего он допустил управлять собою проходимцев и откровенных врагов своей нации? Что за апатия парализовала наших людей? Эта сцена сильно цепляет русское неравнодушное сердце, а равнодушное просто злит, потому что многие узнают самих себя и понимают, что в сарае горели бы они, и что постучись русская девочка в их дверь, они бы не открыли. Злит, поскольку не хочется быть заклейменным скотом. Как-то неуютно.
Вообще фильм очень жесток к русским. Чувствуется, у Никиты Сергеевича накипело, что собственно и создаёт впечатление от фильма несколько сумбурное. Но это только для человека, находящегося не в русской теме. По большому счёту любой диалог и сцена оправданы. К примеру, жестокая сцена с Кремлёвскими курсантами. Гибель элиты нашей армии. Сцена сама по себе страшенная, особенно смакование кусков мяса между зубьев гусениц немецких танков. Патология Михалкова? Неуютненько смотреть?
Фильм вообще неуютненький. Он заставляет переживать, а многим нашим людям хочется просто жевать, а не переживать. И это когда лейтенант перед смертью, с кишками наружу, говорит о том – понимают ли те, кто сидит в Кремле, как с немцем воевать?
Вообще, есть очень хороший образ по поводу Великой Отечественной войны, в которой взаимно уничтожались элиты немецкой нации и русской. Лиса делила сыр между медвежатами. Откусывая то тот, то другой кусок сыра, поскольку чужой кусочек медвежатам всё время казался большим. Так Лиса наелась сыру, а медвежатам остались две маленькие крохи. Вот и у русских с немцами остались крохи после той кровопролитной войны.
Почему так происходит с нами? Михалков даёт ответ – потому что мы стали бесхребетны и равнодушны к самим себе. Нет, не подумайте, не к себе любимому. Тупого разрушительного эгоизма у нас хоть отбавляй! После нас хоть Потоп! Ушло главное чувство у русских – национальное самосознание. Надеемся, что продолжение фильма о взаимоотношениях двух сильных русских – комдива Котова и полковника Арсентьева перед лицом ещё большего уничтожения русских людей закончится тем, что эти две силы, разъединённые кровной враждой, соединятся перед лицом гибели нации. Их нации.
И под конец, хотелось бы сказать о немецком лётчике, гадившем из самолёта.
Господа зрители, а вы не знали, что всем нациям: немцам, китайцам, французам, англичанам – на нас, на русских, глубоко на....ь? Разве вы не знали о том, что дело русских, – это дело самих русских, и никто о нас не позаботится: ни Запад, ни Восток? Неужели кто-то из вас ещё уверен в том, что он будет спокойненько жить, слившись с европейскими народами, приняв их управление и образ жизни? Как были русскими, так и останемся, хоть на «мерсе», хоть на «Грейт Воле» китайской сборки. Они-то, там, с той стороны, всё помнят. И нас чумазеньких от своих чистеньких различают. Даже через 100 лет после эмиграции.

 

Сергей Юхнов

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: mail@podolsk-news.ru

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Rambler's Top100