НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

 

В 1755 году в прошении на имя Императрицы Елизаветы Петровны испрашивается благословение на строительство церкви Иоанна Богослова в селе Сынково. Первый деревянный храм был построен в 1757 году, затем, спустя сто лет, в связи с увеличением села, было подано прошение о строительстве храма на 400 человек.
Церковь имеет два придела: свт. Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Взыскание погибших». После революции, в 1928 году, храм был закрыт и разорен. До 1993 года здесь располагался картонажный цех.

 

 

О том, каков нынешний облик церкви Иоанна Богослова после реставрации и ремонта, о новых формах работы с молодыми, рассказывает ее настоятель о. Александр.

 

– За прошедшие несколько лет реставрации и ремонта храм в селе Сынково сильно изменился. Расскажите, насколько точно воспроизведен его исторический облик?

– Искусствоведы определили стиль архитектуры нашего храма как псевдо-византийский, то есть тяготеющий к византийской традиции, сдержанной и величественной. В этом стиле и было решено его восстанавливать. Нужно заметить, что 110 лет назад он был построен из красного кирпича, и, увы, не все архитектурные задумки проектировщиков XIX века были тогда воплощены в жизнь. В советское время сгоревшую крышу заменили на упрощенный вариант – лишь бы дождь не капал, карнизы исчезли, фасадные наружные арки порушились. Поэтому внешний вид мы решили изменить, взяв за образец храм Св. равноапостольного князя Владимира, что на окраине Севастополя на месте крещения русского князя в греческом Херсонесе.

Ремонт делали основательно, ни о каких «времянках» речи даже не шло. Сначала восстановили крышу и фасады. В прошлом году был полностью переделан пол: теперь он теплый, из гранита и мрамора. Штукатурили, делали отопление, с этим нам очень помог МУП «Водоканал», его директор М.М. Семин. Были куплены осветительные приборы. Всё в едином византийском стиле. Теперь нужно делать иконостас – или белокаменный, или мраморный – все хотелось бы выдержать в традиции греческого искусства.

Но эти заботы о внешнем убранстве сейчас стали отходить на второй план. При храме ведётся активная работа с молодёжью…

– Мы слышали, что вы используете новые формы...

– Почти три года назад я познакомился с семейной парой: Михаилом Борисовичем и Татьяной Владимировной Кузнецовыми, которые в Бутово, на полигоне, где стоит храм Новомучеников Российских, в свое время основали при воскресной школе клуб любителей животных. Вот их я и пригласил к нам, для работы с детьми. Мы решили, что построим конюшню. Сейчас около двадцати детей у нас ухаживают за тремя взрослыми лошадьми и жеребёнком, учатся верховой езде под присмотром супругов Кузнецовых.

Целью нашей затеи является создание определенной культурной среды, в которой бы дети могли воспитываться через труд, любовь к животным, через общение друг с другом и, в том числе, естественно, через общение с верующими людьми. И постепенно дети могли бы открывать для себя мир Божий. Если ребенок наблюдает за животными, ухаживает за ними, приобщается к труду, то его сердце раскрывается для любви, а это прямой путь к принятию Бога.

Но уход за лошадьми – это всего лишь одна из тем занятий с детьми. Планируются совместные поездки, походы – мероприятия, расширяющие кругозор детей, сплачивающие их…

Через короткое время после привоза первых лошадей я познакомился с молодыми людьми, которые занимаются в Климовске со школьниками в секции рукопашного боя. У одного из них, Алексея Исаева, прапрадед владел кирпичным заводом, продукция которого шла, в том числе, на постройку нашего храма. Алексей и его друзья полны решимости служить родному краю и, в частности, вести духовно-патриотическое и экологическое воспитание при храме…

– В подольском благочинии уже действует один такой центр, в Кутузово, при храме Георгия Победоносца.

– По мере нашего развития мы намерены сотрудничать с Центром напрямую. То, что делается в Кутузово уже сейчас, станет хорошим подспорьем и нам. Там ведёт патриотическое воспитание Андрей Анатольевич Павлюк. С ним и сейчас через подольское благочиние мы поддерживаем контакт. Надеюсь, что начав работу в Сынково, мы расширим рамки деятельности подольского благочиния в этом направлении. Более того, давно вынашивается мысль: рядом с храмом построить большое приходское здание, в котором наряду с приходскими помещениями (крестильный храм, классы для занятий, общая трапезная, библиотека) один этаж будет выделен под православный приют для детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно недавно принятому Закону о частных детских домах приходы могут этим заниматься. Естественно, что без сотрудничества с администрацией Подольского района в этой работе нам не обойтись. Вопрос очень не простой, но чувствуется, что Господь ведет нас к этому доброму делу.

– Кто-нибудь из местных педагогов вам помогает?

– Обязательно! Мы дружим с преподавателями и учениками местной средней школы. Я вижу в этой дружбе явный Промысел Божий – школа открылась в том же году, в котором я получил назначение быть настоятелем в нашем храме. С директором школы Людмилой Ивановной Фильченковой мы и сотрудничаем с того самого лета 2000 года. Сначала начали проводить вместе педагогами и детьми пасхальные и рождественские праздники, ездили в Троице-Сергиевскую Лавру, в Талеж. Путешествуем с детьми. Сейчас я веду в 9-м классе урок духовного краеведения Подмосковья. Месяц назад с нашим конным клубом мы побывали в Воскресенском детском конно-спортивном клубе на фестивале-соревновании «Дети и лошади». Очень праздничное, запоминающееся получилось мероприятие. В тот же день с детьми и их родителями посетили Коломну, кремль, Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

Конечно, всю эту работу без помощников не сделать. Я очень дорожу тем, что в нашем храме нет людей, которые бы трудились здесь ради своей материальной выгоды. Да и какая может быть выгода в сельском приходе… Принцип каждого прихожанина – чем я могу послужить, какой вклад могу внести в общее дело. Хотелось бы отметить нашего завхоза, мою «правую руку» Александра Арефьева. Флотский офицер, капитан третьего ранга смиренно, практически без выходных несет свою «церковную вахту». Хотелось бы назвать многих прихожан, предпринимателей, которые по мере сил и финансовых возможностей помогают нам, но, боюсь, не хватит формата статьи...

– Богатые люди помогают?

Конечно. Слава Богу, в русском народе сохранилось понимание, что в Царство Небесное на богатстве не въедешь, а только на добрых делах. Хотелось бы в свою очередь обратиться к деловым людям, руководителям компаний и всем, у кого есть возможность материально поучаствовать в строительстве здания детского приюта при нашем храме. Работа только начинается и Ваша помощь очень нужна. Я уверен, что мы построим этот приют, как восстановили храм и постройки вокруг него. Чувствую, что Господь нас не оставит в этом. Поэтому приходите, участвуйте в добром деле, будем рады всем.

– Кстати, о богатстве. Многие бизнесмены об этом спрашивают. Объясните: что имел в виду Христос, когда сказал: «…трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие…».

– Для начала вспомним благотворителей ушедшей России, например, Савву Морозова, или праведного Василия Грязнова, прославленного в лике святых, – человека, владевшего большим текстильным производством в Павловом Посаде. Эти люди были очень богатые в мирском понимании. Преподобный Серафим Вырицкий до принятия монашества занимался продажей пушнины, и, будучи богатым купцом и имея большое состояние, был при этом человеком очень строгих правил, хранил себя от власти этого состояния над самим собой…

Сколько нужно денег или вещей, чтобы тебя назвали богатым? Миллионы долларов или достаточно иметь новые ботинки? Вопрос ведь состоит не в абсолютном исчислении, а в относительном. Есть определенное материальное состояние, и неважно, сколько оно составляет в денежном эквиваленте. Важно другое: ты владеешь – богатством или богатство – тобой? Кто кому служит?

Можно привести массу литературных примеров: и «царь Кащей над златом чахнет», и «Скупой рыцарь». Если сумма в двадцать копеек владеет твоей душой, значит, ты не свободен от этого богатства. Так что сердце может быть закрепощено и 20 копейками и миллионами, а это значит, что оно уже не отдано Богу, что в свою очередь становится непреодолимой преградой для вхождения в Царство Божие.

Есть одно из толкований «игольного ушка». В одной из стен Иерусалима были ворота под названием «Игольные уши», настолько узкие, что если путник хотел провести через них верблюда, он должен был освободить его от всей поклажи и заставить сильно пригнуть голову. Аллегорически, если сравнить этот образ с человеком, можно объяснить так: пока человек нагружен заботами о своем богатстве, и пока душа его отдана богатству, он не может войти в единство с Богом. Помните слова Христа: невозможно одновременно служить Богу и мамоне…

Есть и ещё она трактовка. Слово «верблюд» в некоторых переводах трактуется как корабельный канат. На арамейском во времена Спасителя «верблюд» и «корабельный канат» были омонимами. Но смысл сказанного всё равно остаётся прежним. Что корабельный канат, что верблюда, всё равно трудно провести через игольные уши. Всё равно необходимо освободить сердце своё, разгрузить его от влияния материального.

Человек может быть баснословно богатым, но при этом совершенно не придавать этому значения: потому что понимает: все это не принадлежит ему, а лишь дано для правильного распоряжения. Господь дарует человеку и деловые качества, хватку, расчетливость, умение вести дела и прочее. Главный вопрос в том, как ты распорядишься этим добром: во благо или во вред людям?

Когда Иисус вел беседу с иудеями, то сказал: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Они взмутились: «Разве мы не свободны? Мы родились от свободных родителей, не рабов». «Истину говорю вам, – ответил Иисус. – Всякий человек, творящий грех, есть раб греха. Но Я пришел освободить вас от этого рабства». Царство Божие – это свобода по отношению ко всему земному, полнота свободной жизни в Боге. Ничто земное не должно владеть мною. Думаю, с такой православной позицией согласится любой человек. Кто чем владеет: я – миром или мир – мною? Христиане призваны быть максимально свободными людьми – над которыми только единый Бог, а все остальное лишь служит им.

Вот в чем смысл того утверждения, что трудно богатому человеку войти в рай… Но там есть ещё продолжение: «Как же так? – задали вопрос затем апостолы. – Кто же тогда может спастись?». То есть в представлении апостолов, раз человек богатый – значит, награжденный, отмеченный Богом. И если богатый не может спастись и войти в рай, то кто же тогда вообще может? Христос на это сказал, что «трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие». Полагаться на богатство не стоит, и надеяться на то, что можно все и всех купить, бессмысленно. Тому, кто этого не понимает, в Царство Божие войти невозможно.

– Бизнесмену, малый ли он предприниматель или хозяин крупной компании, нередко приходится идти на компромисс со своей совестью. Одного человека это нисколько не задевает, а другой переживает, ночи не спит.

– И правильно, что не спит. Когда он перестанет переживать, то духовно умрет. Совесть дана нам как голос Божий, который человека направляет на благо и отвращает от зла. Здесь опять же встаёт вопрос ценностей: ради чего бизнесмен работает? Ради получения одной только прибыли или ради некоторого служения? Мы подзабыли это старинное слово – служение. Человек своим талантом служит стране, обществу, людям. Или другой вариант, полярный первому: предприниматель готов идти по трупам, совершить любой безнравственный поступок, лишь бы только нажиться и потом эту прибыль безнравственно промотать.

– А разве жертва в храм не может помочь в этом человеку?

– Жертва без покаяния – пустая трата. Откупиться деньгами, которые ещё и неправедно нажиты, не удастся...

– Тогда в чем смысл христианской жертвы?

– С точки зрения материализма и атеизма, жертва – это глупость, потому что человек в материализме – случайный продукт некоего эволюционного процесса, высокоорганизованное животное, и поэтому он должен жить, по большому счету, по законам животного мира. А закон там достаточно строгий: кто сильней, тот и выживет, кто смел, тот и съел… Также бессмысленно с материалистических позиций говорить о добре и зле, потому что нет никакой абсолютной точки отсчета, ориентира, и все на свете относительно, и никаких абсолютных категорий не существует.

А в православном мировоззрении все приобретает смысл, потому что есть Начало Начал – Бог, от Которого всё происходит и к Которому всё должно вернуться. Он является законодателем, началом тех систем координат, по которым человек живет. Он Сам есть Жизнь и Источник жизни. И человек призван соединиться с Богом, с самой Жизнью. Кроме того, Бог по своей природе есть Любовь – это та мысль, которую не ведали древние философии и религии. Тогда могли верить в справедливого владыку, в строгого хозяина, деспота, но в Бога-Любовь?.. Такую веру посчитали бы безумием.
Еще древние греки открыли философский принцип: подобное тяготеет к подобному, подобное познается подобным, подобное соединяется с подобным. То есть, если человек призван соединиться с Богом, а Бог есть Источник жизни и жизни вечной, то для соединения с Ним нужно Богу и уподобиться. Если Бог есть Любовь, то нужно уподобиться ему, прежде всего, в любви. Ненависть не может соединиться с любовью, потому что это вещи противоположные. В свое время Сергей Есенин писал, что «Розу белую с черною жабой он хотел на земле повенчать». Этого не стоит и пытаться делать. Если во мне грязь, скверна и порок, то к Богу,
который есть любовь и святость, прилепиться невозможно.

Человек должен себя менять. Для кого это нужно? Для самого же себя. А что такое любовь? В христианском понимании это, прежде всего, жертвенность. Потому что говорить: «Я тебя люблю», ничего при этом не делая для другого человека – не жертвуя своим временем, своими силами, знаниями, здоровьем, деньгами, наконец, – значит сотрясать воздух пустыми словами. Если мать любит своего больного ребенка, то она ночью от его кроватки не отойдет. В противном случае философия простая: «Пусть поорёт немного, а к утру все равно заснет». Истинная любовь всегда выливается в жертвенность. Но существует и обратный путь – от жертвенности к приобретению христианской любви. Если жертвенной любви у человека нет, а он хочет ее приобрести, он должен расшевелить своё сердце, попытаться даже через силу – жертвовать самим собой. Жертва – это то, что должно разворошить змеиное логово нашего эгоизма. Форм жертвы великое множество: лишь бы она совершалась ради Бога и человека. То есть жертва с холодным сердцем, с расчетом – это не жертва, а скорее бизнес или принцип «ты – мне, я – тебе». Не жди ничего взамен. Лукаво жертвовать нельзя, например, «жертвуя» – избавляться от ненужных вещей. Есть же ведь известная пословица: «На тебе, Боже, что нам не гоже»…

Два слова о жертве, выраженной в деньгах: человек трудился, заработал средства и может распоряжаться продуктом своего труда. И он сознательно не на себя тратит, а на кого-то – кому нужнее, и это тоже жертва. Ещё раз повторим – главное, чтобы в жертве менялся сам человек.
А где же мера жертвенности? Возьмём узкий сектор нашей проблемы – сколько предприниматель может пожертвовать от своего дохода на доброе дело? Когда-то преподобного Амвросия Оптинского спросили: «Какая самая главная добродетель монаха?». «Рассудительность», – был ответ. Кстати, это добродетель не только монаха, но и любого христианина. Человек должен все делать с рассуждением, потому что дьявольское искушение может быть как слева, так и справа. Бизнесмен может никогда никому ничего не давать или раздать все непонятно кому и непонятно на что. Первый вариант оставим без комментариев, во втором же варианте может случиться, что богатства совершенно бездарно могут быть растащены, пропиты, разбазарены. Ко всему нужно подходить со смирением и рассудительностью и жертвовать по мере широты своего сердца.

 

Материал подготовил С.Грачёв

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+