НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

«Что такое кризис?», «Как с ним бороться?» – несколько раз на дню слышится со всех сторон. Нет, не думайте, что вы сходите с ума, это всего лишь Кризис, раздувающийся (или раздуваемый) до невиданных размеров. Только мы поднакопили деньжат, съездили в первый раз за границу, обустроили дачу… Бац!!! Кризис. Что же это такое, братцы?!

«Хотел купить вот машину, теперь не знаю…», – так говорят и в Германии, и в России, и в Англии. Европа есть Европа. Куда ни глянь, те же запросы и те же заботы. Раньше говорили: «Какой русский не любит быстрой езды?», а теперь добавляют, что русский может купить больше автомобилей, чем американец. Ну, последнее понятно. Ведь именно американцы, судя по сообщениям различных информбюро, якобы больше всех страдают от кризиса.

Самой социальной страной Европы остаётся Германия, которую даже объединение с её восточной частью не уничтожило. Правда, добавилось новых безработных в программу Hartz IV  (ежемесячное пособие по безработице). И каждый немецкий безработный может позволить себе хороший немецкий автомобиль, ведь Германия остаётся одним из самых мощных производителей автомобилей.

Однако кризис уже не бродит призраком по Европе, он видим и осязаем.

Именно автопромышленность Германии и несёт в Европе самые тяжелые потери. Так ли это? Почему именно Германия?

Немецкая промышленность вот уже более века сотрудничает с промышленностью США. «Опель АГ» с 1929 года является собственностью «Дженерал Моторс». О тесном сотрудничестве, слиянии «Даймлер-Крайслер АГ» с «Мерседесом Бенцом» и производстве многих моделей в США известно уже давно. (Daimler AG – немецкий автомобилестроительный концерн, крупнейшая по обороту компания Германии со штаб-квартирой в Штутгарде, и «Обурн Хилс» – Мичиган, США). Ещё германские истребители времён Второй Мировой войны «Мессершмитт», разработанные совместно советскими и немецкими инженерами, не могли летать без присадки к машинному маслу, которое импортировала в нацистскую Германию американская компания Standard Oil – монополия, осуществлявшая добычу, транспотировку, переработку нефти и маркетинг нефтепродуктов еще с XIX века.

В общем, кризис – как простуда в большой семье, а США и Германия экономически всегда были родственны.

«Что есть кризис для производителей авто, и как с ним бороться?» – вот заголовок, поистине понятный читателям «Капитала»! Кризис, даже капиталистический – многопланов. В финансовом плане, во время кризиса чувствуется недостаток кредитов для автоиндустрии. В экономическом – наблюдается сильный упадок спроса на коммерческие и частные автосредства. В структурном плане: слишком большой модельный ряд автопроизводителей, логистика, новые нормативы по выбросу CO2 и других вредных элементов в окружающую среду – замедляют и без того медленное производство. Временные контракты для рабочих, занятых в этой части промышленности, становятся единовременными без продления; сокращается время рабочей недели, людям дают отгулы и отпуска с оплатой и без (последнее является заслугой немецких профсоюзов). Это связанно с понижением выпуска продукции и закрытием заводов. Уменьшается количество совещаний и других «митингов» руководства, деловых поездок управленческого аппарата, уменьшаются расходы на рекламу и спонсорство. Финансовые вложения поступают только в проекты, которые принесут прибыль. Проводятся выбор и сокращение поставщиков, а если кредитование, то только самых надёжных из них и необходимых.

Несмотря на все эти меры, число занятых в производстве самих автомобилей и компонующих деталей и узлов достигло в немецкой автопромышленности 761.600 сотрудников, что на 13.500 больше, чем в 2008 году. Странно, однако: кризис, а рабочих мест больше! И все вроде немецкие производители хотят закрывать заводы, сокращать сотрудников...

Но объяснение есть: часть постоянных рабочих было заменено на так называемых «рабочих на прокат», которых можно в любой момент уволить, экономя на выплатах при увольнении и налогах. «Однако необходимо держать определённую часть рабочих на постоянной основе, они нам понадобятся после кризиса», – сказал Маттиас Виссманн, председатель Союза Автопромышленников Единой Германии. Господин Виссман надеется, что в Германии будет продано к концу 2009 чуть меньше 3100.000, что практически схоже с продажами в прошлом году.

Среди известных немецких автопроизводств за последнее время самым тяжёлым остаётся ситуация на заводах американо-немецкого концерна «Опель». Помощь этому концерну, закрывшему за последние годы уже несколько заводов на территории Германии, оказывается на общегосударственном уровне. Несмотря на все усилия правительства Германии и руководства компании, концерн собирается в 2009 сократить рабочие места ещё на 5000 работников. Уже в 2008 «Опель» проиграл своему конкуренту, «Тойоте», в объемах продаж по всему миру. Японцам удалось обогнать всех немецких автопроизводителей и «GM – Opel Ag» в том числе, опередив детище Адама Опеля на 620.000 машин, что составляет по всему миру около 4%. Однако GM «Опель» по-прежнему занимает по продажам автомобилей второе место в мире, несмотря на потери в 2008-м на продажах в 11%.

Немецкие же производители понесли самые тяжёлые потери в сентябре 2008 года. Именно с приходом первых холодов, внутренний автомобильный рынок упал на небывалые 18%, а весь 2008 принёс потери в 1,8%, от общего количества в 3090.000 проданных в Германии автомобилей. Дефицит автомобилей в последнем квартале 2008-го заставил экономистов подзадуматься, и даже увеличение импорта не помогло насытить авторынок Германии. В общей сложности недостаток составил 58 000 автомобилей.

Самим же немецким производителям удалось покрыть 65% своего рынка, из которых на первом месте, имея 20% покрываемости, выступает VW – народный автомобиль – «Фольксваген». (Группа компаний Volkswagen или Volkswagen AG (VAG) – автомобилестроительный концерн, один из крупнейших в Европе по выпуску автомобилей. Концерн составляет ядро «Фольксваген-Ауди Групп», входящей в четвёрку крупнейших мировых производителей автомобилей, таких как General Motors, Toyota Motor и Ford Motor).

 В июле и августе 2008-го, когда цены на бензоколонках Европы на дизельное топливо на 10% превысили цены на бензин, «Фольксвагену» удалось увеличить продажи бензинового «Гольфа 5 GT», который практически до этого никто в Европе (из-за чувствительной ценовой разницы между бензином и дизелем) не покупал. В феврале 2009-го концерн продал уже больше автомобилей, чем год назад. Причиной тому – новая прeмия, при которой за любое старое корыто покупатель нового авто получает скидку в 2500 евро, что привлекло 80% новых покупателей „вольфсбургского жеребца“; за ними идёт с 10,6% «Мерседес» и «БМВ»/Мини  – с 9,2%. Именно для этих двух последних производителей в прошлом году наступили тяжёлые времена.

Другой сильной немецкой маркой является «Ауди», которая прибавила на 0,8 %. «Опель» потерял катастрофические 9,5%. За ними уверенно идёт другая американо-европейская марка – из того самого города, где впервые изобрели холодную «воду» для мужчин – одеколон.

Итак, кёльнский «Форд» по-прежнему уверенно продаёт свои автомобили. И в России модель «Фокус» по популярности уступает разве что ВАЗовской «Приоре», при покупке которой основным фактором является более низкая цена. На немецком рынке «Форд» оказался в плюсе на 1,6%. Настоящим хитом в Германии стали продажи импортного автомобиля, французо-румынского «Рено/Дачия», который заработал  4,9%, заняв 4,8% всего немецкого рынка. Хитом поистине стала Модель «Логан», которая по цене и качеству побила всех своих конкурентов, среди которых даже мировой производитель автомобилей №1 – «Тойота» – потерпела поражение на земле потомков Карла Либкнехта и Альбрехта Дюрера, потеряв рекордные 27% по продажам, несмотря на факт, что модели «Ярис» и «Королла Версо» были на протяжении многих лет хитами среди продаж в Германии. Да, уж поистине при кризисе многие граждане ищут подешевле, а последняя модель румынского «Рено» под названием «Сандеро», ошарашила предложением по продажам – 5.850 евро за новый «Сандеро» с газовым двигателем.

Кризис заставляет даже спортивную марку «БМВ» искать новые пути захвата былых позиций на рынке их родины. Основной упор делается на уменьшение расхода топлива; уже в этом году начнется подготовка к выпуску маленького автомобили с электромотором для мегаполисов. Пока на немецком рынке этот сегмент занимали две японские фирмы: «Тойота» – с моделью «Приус» и «Хонда» – со своим «Инсайт».

Но это всё – грандиозные планы, которые пока далеки от простого западного европейца, каждый день идущего на работу и платящего из своей небольшой зарплаты немаленькие налоги...

Немцы всегда считались находчивым, работящим и умным народом, немного холодным, и любящим выпить и погулять после хорошо выполненной работы. Наверное, именно такая характеристика присуща нации, которая, как и русские, на выдумки горазда. Так вот, во времена всеобщей компьютеризации, глобализации и других планов мировой финансовой олигархии (пока неизвестных для нас, простых граждан), немцы, улучив момент, скупают авто длинным евро на земле Обамы и Поля Робсона. Толпы поклонников больших, малых, старых и новых американских автомобилей ответили лавиной на цунами американского кризисного хита. Немцы покупают честь и достоинство, гордость и гениальность механики – американский автомобиль, экономя со всеми расходами и таможенными пошлинами от 8 до 15%. «Голь на выдумки хитра», – говорят русские. «Кому кризис, а кому мать родна!», – отвечают экономные немецкие автолюбители.

Наш большой мир – Земля – стал во времена всеобщей экономической глобализации совсем маленьким, и кризис, есть ли он есть, значит, это кому-нибудь нужно! Кризис – это тоже успех и развитие – как для производителей, так и для покупателей.

Нужно ли покупать немцам автомобили, произведённые в самой Германии? «Нужно!» – говорят немцы. Почему? Во-первых, новая премия в 2500 евро при покупке нового автомобиля. Во-вторых, финансирование покупки новых автомобилей не было никогда таким дешёвым. В-третьих, продавцы авто предлагают бесплатно практически все опции, за которые раньше приходилось дополнительно платить. В цену автомобиля входят, например, сенсоры парковки, цвет кузова на выбор; подешевели и встроенные навигационные системы. Предлагаются: бесплатное техобслуживание на несколько лет, различные виды страхования и многое другое, каждый автосалон имеет свою собственную систему бонусов.

Далее, многие считают, что новейшие автомобили расходуют намного меньше топлива, чем те, на которых они сейчас ездят. Еще: новые автомобили оснащены фильтром, предохраняющим окружающую среду от частиц сажи и CO2, которые раньше через выхлопную трубу выбрасывались в атмосферу. Не думайте, что рядовые немцы так радеют за окружающую среду, просто немецкое правительство в 2008 году закрыло въезд для автомобилей без катализатора в так называемые зоны «Повышенной защиты окружающей среды», в которые входят Аугсбург, Берлин, Ганновер, Кёльн, Штуттгард и многие другие большие города. Те, кто въезжал на неоснащённом вышеуказанным фильтром автомобиле, платил штраф от 40 евро.

Еще нюанс: машины при въезде в эти зоны с июля 2009-го будут облагаться налогом  в зависимости от выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Последнее наблюдение: «Надо брать, – говорят немцы, – пока не стало хуже». Напоминает кого-то, не правда ли?..

Кризис, он, оказывается, роднит не только производителей и финансистов всего мира, но и служащих с рабочими! Увольнения, отсутствие денег, инфляция, высокие цены на товары первой необходимости, налоговый гнёт, контракты на временную работу – батраками на мировые корпорации, которые потеряли продажи в Европе и Америке, но увеличили их в Азии... Конечно, те, кто живёт недалеко от места работы, пересаживаются на общественный транспорт. Но общественный транспорт подходит не для всех; например, из-за отдалённости работы, – куда часто без машины вовремя не попадёшь, а опоздаешь – выгонят. «Надо машину покупать, пока работа есть», – считает немецкий пролетариат. Кризис кризисом, а без машины человек в Европе никуда не доберётся... Значит, кризис автопроизводителям не страшен. Не страшен он и профессионалам, о которых говорил в своей речи во Франкфурте председатель союза автопромышленников. То есть, вывод звучит приблизительно так: «Не бойтесь кризиса, это тоже двигатель торговли и прогресса капитализма».

 Владимир Грачев

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+