НОВОСТИ - администрации - - культура - история - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея - ФОРУМ

 

Фирма Пеликан

Зингер-компьютер

 

 

ПОДОЛЬСКИЕ ТАЛАНТЫ

 

  Алина Багдасарян

 

Жизнь как по нотам

 

Фирменный плакат дуэта "Акварель". Художник С.М. Копычев.

  Её карьера домристки началась с детской музыкальной школы №1. Тогда девочке было всего около восьми – в руках портфель, на ногах белые гольфы. Маленькую второклассницу родители решили отдать в музыкальную школу к начинающей талантливой преподавательнице  Людмиле Петровной Степановой.

-         Помню, как в первый раз зашла в её кабинет, - делится воспоминаниями Катя. – Он был не очень большим, уютным, а все стены увешаны грамотами, фотографиями, плакатами русских народных коллективов, оркестров… Меня всё это как-то заворожило, увлекло. И сама Людмила Петровна сразу к себе расположила. Она прекрасный педагог и удивительный человек.

    Так Катя начала заниматься музыкой. Обучалась игре на пяти инструментах: фортепиано, гитаре, балалайке и аккордеоне. А специальностью выбрала домру – русский народный щипковый инструмент, внешне похожий на балалайку. Сейчас Катя уже не помнит, почему выбрала именно её. Будем считать, что судьба завязала подопечной глаза и своевольно подвела к инструменту.

- На самом деле пальцы у детей ещё слабенькие, а домра достаточно жёсткий инструмент, так что попотеть приходилось немало. Представьте – тугие струны по детским живым пальчикам! (Смеётся) И йодом мазала, и одеколоном, чтобы кожа высохла и слезла, а осталась мозоль.

Катя и сейчас демонстрирует подушечки пальцев со следами струн – остались после концерта.

По прошествии положенных семи лет девочка окончила музыкальную школу по классу фортепиано и домры и решила поступать в музучилище им. Гнесиных. Сразу после школы она начала посещать занятия преподавателя училища Николая Кузьмича Дмитриева, который, как и первая учительница музыки, поразил юную домристку.

-         Я всегда любила с ним заниматься, ведь Николай Кузьмич – действительно удивительный педагог! Он сам волжанин, то есть такой, знаете, русский самобытный человек. Ему сейчас 77 лет. Заслуженный работник культуры  России, он выпустил огромное количество музыкантов, многие из которых стали лауреатами всевозможных конкурсов, солистами известных оркестров! Я  с полной уверенностью могу утверждать, что с преподавателями мне повезло. Людмила Петровна и Николай Кузьмич – мои профессиональные мама и папа. Я даже шучу сейчас со своими учениками – раз я их дочка, а вы мои дети, значит, вы их внуки!

                 На втором курсе училища Катя впервые побывала за границей – в США. Николай Кузьмич в то время руководил ансамблем «Сувенир» , который по обмену отправлялся в Америку. Катю и ещё одну девочку Машу педагог попросил помочь – а те, конечно, не отказались! Так домра переправила Катю за океан. Жили в городе Макферленд, штат Висконсин, в американских семьях и играли концерты для американских школьников.Екатерина Агафонова на празднике Школы славянских культур.

 На третьем курсе Катя увлеклась хоровым дирижированием и решила получить ещё одну специальность. Результат был самым благоприятным – два красных диплома на руках.

А потом жизненная зебра подставила чёрный бок… Катя не смогла поступить в академию им. Гнесиных. Не добрала баллов. «Так хотела туда попасть! Самая заветная мечта была!» –горько улыбается домристка. Катерина, надо сказать, довольно импульсивный человек – энергия хлещет через край. Если стоит чем-то заниматься – то до победного конца. Если не получается до победного конца – заниматься этим нет смысла. Мне кажется, что-то подобное определяет жизнь таких людей. Вот почему после провала, Катя возненавидела музыку и домру. Последнюю – особенно, не могла выносить даже звук струны. Хозяйка  всё время плакала, а домра года два грустно пылилась в углу, осиротевшая и немая…

    Однако очень часто жизнь сама ставит всё на свои места. С однокурсником-баянистом Катя решила сгонять до Парижа. Автостопом. Дмитрий хотел заработать, а девушка – отвлечься. Две важнейшие причины податься во Францию. Как-то в метро к баянисту подошла женщина и предложила сыграть на дне рождения её матери.  Так ребята познакомились с удивительной парижанкой Юной, племянницей Марины Влади. Дима, конечно, сыграть не отказался, именинницу поздравил от всей русской души и … ребята стали жить у своей новой знакомой.

-Совершенно безвозмездно мы жили у Юны около недели, она нас кормила, даже камеру давала – снимать Париж, а потом записала нам кассеты. Она мне кое в чём помогла. Домру ведь я взяла с собой… Но на улице не играла – неловко было, да и тяжело…   Но как-то мне захотелось поиграть для Юны. Я вспомнила свою любимую русскую народную песню «Винят меня в народе», которую я исполняла на защите диплома.  Я сыграла, а она вдруг с восхищением воскликнула: «Катя! Тебе нужно играть! Хватит спать, Катя! Нужно играть на домре!» (Смеётся) Это меня как-то подстегнуло, обрадовало… С тех пор я перестала бояться брать домру в руки.

    Из Парижа Катя вернулась приободрённая, с новыми мыслями и свежими силами. Учёбу она решила продолжить в МГОУ им. Шолохова, куда и поступила в 1999 году. Красные дипломы ускорили дело на год – Катю сразу взяли на второй курс. В 2002, благополучно отучившись на музыкального педагога, она на 5+ защитила ещё один диплом.

-         Тема была «Использование средств изобразительного искусства на уроках музыки». Дело в том, что в детстве я посещала изостудию: занималась у известного художника Игоря Бабаянца –тяга к рисованию и определила выбор темы дипломной работы. За защиту мне поставили высокую оценку, даже предлагали писать диссертацию! И я даже собиралась!..

В том же году Катерина начала сотрудничать с хореографическим коллективом «Климовчанка», которым руководит Надежда Владимировна Сурганова. Забежала как-то наша Катя в ДК им. Карла Маркса, натолкнулась на Надежду Владимировну и очень кстати предложила свои услуги.

-В тот момент педагогу срочно требовались балалаечники. Ну я не растерялась : «А домристы вам не нужны?» - спрашиваю. «Может и нужны!..» – ответила Надежда Владимировна и была права.

Участие в художественных коллективов всегда предполагает приятные гастроли и конкурсные поездки: с Людмилой Петровной и ансамблем «Карусель» Катя «бороздила» просторы матушки-Волги, а с «Климовчанкой» – чешские земли.Оксана Осадчая. Соло на гитаре.

    Но Катерина не только участвует в ансамблях, она занимается и сольной карьерой. Ну, или практически сольной… Ещё на пятом курсе университета домристка дальновидно обзавелась подругой-гитаристкой по имени Оксана Осадчая. Теперь девушки представляют достаточно известный дуэт «Акварель».

-         Мы с Оксаной как-то прониклись друг к другу и решили не терять связь после окончания учёбы. Ещё в университете возникали мысли о создании дуэта… Репетировать мы начали где-то в октябре 2003-го, а в январе того же года состоялся наш дебютный концерт в усадьбе «Ивановское». Что же касается названия, то оно было навеяно одним из любимых наших произведений, которое и публике понравилось больше всего. «Утешение» Шумова и Барышникова  мы с Оксаной всегда играли с особым чувством… Оно будто напоминает акварельную зарисовку – такое же нежное и прозрачное…На концерте дуэта "Акварель"

В апреле 2003 года у дуэта появилась возможность поучаствовать во всероссийском конкурсе «Многоликая гитара». Там произошёл парадокс. Девушки заняли третье место, которое, однако, являлось единственным призовым. Первого и второго места судьи не присудили!..

    Деятельность дуэта быстро набирала обороты. В июне появилась возможность записать собственный диск. Стоял май,  заканчивался учебный год, Кате и Оксане, молодым педагогам, в последнее время совсем некогда было встречаться и репетировать.  Катя набрала номер подруги: «Привет! Слушай, а давай диск запишем?» Коллега сначала слегка опешила, но потом вспомнила, о чём вероятнее всего должна идти речь и согласилась.

-         Конечно, было немного страшно. Не страшно даже, а как-то  волнительно. Когда играешь и сознаёшь, что это не сиюминутное исполнение, а останется потом в записи, в памяти слушающего. Но программу мы отыграли быстро и без эксцессов. Сыграем одну песню, пауза. «Готовы?»- «Готовы!»-«Поехали следующую!» Так получился диск с 12-ю трэками и красивой обложкой, за которую спасибо Сергею Михайловичу Копычеву.

Осенью «Акварель» приняла участие в международном фестивале «Виртуозы гитары», который проходил в Питере. Там девчонки стали лауреатами и заняли третье место. Дуэт "Акварель" репетиция.

-         А потом встал вопрос, пускать ли нас на гала-концерт, - вспоминает Катя. – Дело в том, что если участников  много, на гала-концерт приглашаются только победители. Но мы были этаким эксклюзивом – единственный дуэт домра-гитара. К тому же наша пара приглянулась судейской комиссии, а там были музыканты из Австрии, США, Швеции. После они признавались, что получали огромное удовольствие от нашей игры. В общем, на концерт мы всё-таки попали! И это было намного лучше победы!!!

   В прошлом году Катя побывала на фестивалях в Болгарии и Финляндии, начала работать с коллективом «Рио-Рита», которому, как и «Климовчанке», присвоено звание народного. Между поездками – занятия в музыкальной школе№2: воспитывает новых маленьких домристиков и домристочек…

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: [email protected]