НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

 

О сквернословии

 

 

 

 Что такое мат, русскому человеку объяснять не надо. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток, опустив­шихся людей, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутст­вии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение, что, кажется, нисколько не волнует чиновников, занимающихся вопросами культуры, во всяком случае, их голосов протеста не слышно. Более того, одно высокое лицо министерства культуры как-то заявило в телевизионном эфире, что русский язык невозможен без мата. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Это относится и к высоким чиновникам от культуры. В прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие — тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем понастоящему строго. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всем честном народе секли розгами для всеобщего назидания. Известны примеры, когда смертной казни за матерную брань и кощунство подвергались даже духовные лица. Так, протопоп Екатеринбурга Иван Федосьев в 1738 году на Святой неделе пришел с образами в дом екатеринбургского секретаря Кузнецова и там на свою беду повстречался с лютеранином ректором Штерманом. Возник спор. Поп Иван спросил: «Ты бусурманин и (непечатное слово— Ред.)?» Штерман ответил: «Не подобает пьяному с иконами по улице ходить!» Поп Иван: «Которое-де лучше, пьяницей быть или блудни­ком?» Штерман: «Пьянство более грех от того, что от пьянства многие злодеяния происходят, и надлежало тебе быть зерцалом народу (примером поведения — Ред.), а ты хуже скота... Смотри, Богородица пред тобою стоит (икона — Ред.), а ты скверные и непристойные слова говоришь». Тут разъяренный протопоп произнес: «Что мне Богородица...» (и выбранился). Секретарь Кузнецов донес, и дело рассматривалось Тайной канцелярией. В ходе следствия протопоп Иван Федосьев ссылался на меланхолическую болезнь, что был пьян и ничего не помнит, но был казнен 21 сентября 1738 года… Сегодня матерный язык перестал быть непечатным, а сквернословие стало приравниваться к просто плохому поведению. Уже этого было бы достаточно, чтобы говорить о социальной эволюции, которую на наших глазах претерпевает мат. Но есть и еще более значительные симптомы, которые вызывают интерес у филологов и социальных психологов. Произошло исчезновение границ между группами, говорящими между собой на запретном для других языке. Некогда мат был языком мужчин, который не употреблялся при женщинах и детях. Сами мужчины неодобрительно относились к нарушению этого запрета. А женщины делились на тех, при ком можно и при ком нельзя. Последние считались порядочными. Ныне филологи отмечают следующий примечательный факт — границы запретов (табуирования) исчезают. Мужчины больше не оберегают женщин, женщины не стесняются употреблять мат при мужчинах и, что еще существеннее, — при детях. Можно сказать, что мы имеем дело с определенной эволюцией общества: мат перестал быть тайным языком посвященных, даже для тех, кто на нем не говорит. Все равно считается, что все (кроме малых детей) знают значения слов этого языка. Утратил ли он при этом свою оскорбительность и выраженное в нем насилие? Действительно ли можно теперь приравнять этот могучий в своей выразительности и краткости язык к детской шалости и плохому поведению. По исследованию Фонда «Общественное мне­ние», нецензурная лексика сегодня распространена среди россиян очень широко: 70% опрошенных признались, что большинство их знакомых употребляют в своей речи ненормативные выражения, 8% - считают употребление нецензурных выражений результатом тяжелой жизни, доводящей людей до отчаяния. В том, что народ использует ненормативную лексику, обвиняют жизнь вообще и государство в частности. «Какая Жизньтакие и слова. В Думе матерятся, а уж намто, простым... обозленный народ»; «нужда застав­ляет ~ государство виновато»; «нет работы, жизнь такая, отчаяние». Слово — это меч обоюдоострый. Человек, который произносит бранные слова, наносит огромный вред и своему здоровью тоже. И все то, что он пожелал плохого другому человеку, безусловно, к нему вернется. Кстати, это отмечают не только священнослужители, но и многие врачи, психологи, педагоги. при Русских женщинах матом не ругалисьИсторики вспоминают, что в 1825 году знаменитый парижский врач и педагог, один из родоначальников детской психиатрии Жан Итар безус­пешно пытался вылечить 26-летнюю дочь маркиза де Дампьер, у которой была загадочная болезнь. Маркиза с ранних лет страдала так называемыми генерализованными тиками — импульсивными подергиваниями мышц лица, рук, плечевого и тазового пояса. В самые неподходящие моменты, например, на балу, она вдруг принималась подмигивать, закатывала глаза, вертела головой, подрагивала плечами и руками, подпрыгивала, приседала. Кроме того, мадемуазель де Дампьер неожиданно для окружающих и самой себя начинала громко и изобретательно ругаться. Доктор Итар описал эти синдромы и дал название заболеванию — копролалия (от греческого kopros — «помет», «кал» и lalia — «речь»). Маркиза де Дампьер прожила 85 лет, на протяжении которых ее безуспешно лечили многие медики Европы. Последним ее доктором был невропатолог Жорж Эдмон Альберт Брут Жиль де ля Туретт (1857-1904). В 1884-1885 годах он опубликовал доклады о девяти подобных пациентах. С тех пор недуг носит его имя.при современных девушках матерщина стала нормой Однако вот что интересно: если с 1885 по 1965 годы во всем мире было зарегистрировано лишь 50 случаев синдрома Жиля де ля Туретта, к 1970 году — около 200, то к началу третьего тысячелетия число одержимых «синдромом сквернословия» начало стремительно увеличиваться. Сегодня ученые говорят, что «в общей популяции проявления синдрома Туретта есть у трех процентов населе­ния». То есть частота этого заболевания в 3-30 раз выше, чем раньше. Начинается это заболевание, как правило, в возрасте 7-10 лет. Копролалия раз­вивается не сразу: ее появлению предшествует промежуток от нескольких месяцев до 10 лет, по истечении которого возникают так называемые «вокализации» — неспровоцированное выкрикивание бранных слов, лай, вой. Некоторые в такие моменты кукарекают, хрюкают, мяукают, квакают, шипят как змеи или кошки, воркуют, как голуби, и т. п. Особенно мучаются те, кто непроизвольно выкрикивает отвратительные ругательства. В медицинской практике существует, на первый взгляд, непонятное явление. Порой при полной парализации речи, когда человек вообще не может выговорить ни одного слова, он, тем не менее, свободно произносит целые фразы, состоящие из непечатной брани. Явление действительно странное, но отнюдь не редкое. О чем же оно свидетельствует? И врачи, и священнослужители в этом вопросе единодушны. Получается, что бранные слова проходят путь от мозга к органам речи совершенно по другим нервным цепочкам, чем все остальные. Мы знаем, что представители дьявольского мира, не говоря о самом Сатане, в значительной степени владеют приемами воздействия на материю, в том числе — на наше тело, устройство которого им хорошо известно. Известно, какие центры человеческого мозга за что отвечают, а какие его участки в случае необходимости могут сдублировать «неработающие», пораженные болезнью. Прекрасная возможность возбудить дублирующие центры, продемонстрировав с помощью этого «благодеяния» свою власть над наполовину омертвевшей плотью... И это здесь, в материальном мире! А что же будет, когда душа, которой овладел бес, окажется за его гранью? Что будет с таким человеком в момент смерти? Власть демона над ним станет полной и окончательной, как выражаются юристы, и не подлежит обжалованию.

 

Отрывок из одноименной книги иеромонаха Серафима


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: [email protected]