НОВОСТИ - администрации - - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК ФРОНТУ

 

Работники машиностроительного завода имени С.Орджоникидзе преподнесли его

1 января 1942 года воинам 43 армии, защищавшим Москву на рубеже реки Нара.

 

Новое назначение

По цеху гулял ветер. Он врывался в дверные проемы, заставляя пронзительно дребезжать уцелевшие стекла. После эвакуации завода на восток оборудования почти не осталось. Но и в этих условиях нужно было работать для фронта, который находился всего в сорока километрах, на Наре-реке. Поначалу оставшиеся рабочие взялись за ремонт брошенных за ненадобностью станков и другого оборудования. И вскоре на строительство оборонительных сооружений были отправлены первые партии противотанковых ежей, надолбов, лопат.

Стоял конец ноября 1941 года. В один из дней исполняющий обязанности Подольского машиностроительного завода И.Н.Ермаков приехал из городского комитета обороны с важным заданием: в кратчайшие сроки своими силами заводу предстояло сделать бронепоезд.

Иван Николаевич возглавил завод с конца ноября, после эвакуации предприятия. Но производство он знал хорошо, ведь работал здесь с 1919 года, со дня основания завода. Пришел сюда 17-летним юношей, восемь лет работал фрезеровщиком, позже стал секретарем завкома. Предприятие остро нуждалось в квалифицированных кадрах, и молодому руководителю поручают возглавить фабрично-заводское училище и учебно-производственный цех, где рабочие после окончания смены получали дополнительные технические знания.

В 1934 году происходили перебои со снабжением рабочих продовольствием, и перед Ермаковым поставили задачу - наладить поставку важнейших продуктов питания. Благодаря усилиям молодого руководителя у предприятия появилось свое подсобное хозяйство. Перед войной Иван Николаевич работал заместителем директора по общим вопросам. И вот теперь – новое назначение.

 

На казарменном положении

Строительство бронепоезда представлялось трудным делом, ведь на заводе даже не имелось  рабочих чертежей. Почти все работы приходилось выполнять вручную. Первым делом привели в порядок  два брошенных сверлильных станка да мостовой кран в цехе нефтеаппаратуры. Многое зависело от расстановки сил. Начальником головного цеха директор назначил С.М. Гогорова, работавшего, как и он сам, со дня основания завода. Производственные участки возглавили М.С.Лысов, А.К.Лазуткин, Ф.С.Дементьев. Для всего коллектива ввели казарменное положение. Спали в раздевалках, единственном отапливаемом помещении. На сон отводилось два - три часа.

По утрам в промерзший цех нельзя было войти. Чтобы хоть немного согреться, в металлических ящиках устраивали жаровни, в которых жгли кокс. Во время работы подбегали греть коченеющие руки.

Долгожданные чертежи бронепоезда на завод все же пришли, но с опозданием. Посмотрев их, специалисты поняли: многое придется переделать, так как некоторые работы выполнить было невозможно.  Под руководством П.Р.Тарасова конструкторы В.И.Варенцов, В.Т.Васильев, П.М.Сироткин сконструировали башенные механизмы, турели для зенитных пулеметов и другие устройства. Предстояли сложные операции по термической обработке броневой стали, а печи оказались в нерабочем состоянии. Начальник кузнечного цеха С.И.Калмыков, мастера Б.И.Свешников и А.В.Бондарев приспособили для этой цели кузнечные печи. Но как выполнять клепальные работы? Требовался сжатый воздух, а на заводе не было ни одного компрессора. Директор обратился за помощью к председателю городского комитата обороны Ф.И.Иванову, и тот на свой страх и риск снял компрессор со строительства оборонительных сооружений.

Городской комитет обороны делал все от него зависящее, чтобы обеспечить орджоникидзевцев необходимым оборудованием. По его поручению местные заводы выполняли специальные заказы. Так, на механическом изготовили шарнирные приспособления для зенитных орудий. С питанием было сложнее. И.Н.Ермаков вспоминал, как несколько раз приходилось посылать автомашину на передовую линию фронта за убитыми лошадьми.

Работа двигалась. Снаружи бронепоезд обшивали броневыми листами, а внутри – фанерой. Для личного состава установили нары. Во время этих работ столкнулись еще с одной проблемой – нехваткой болтов. Отковать их вызвался старший мастер И.А.Кулаков.

- Не металл не рассчитывай, - предупредили его.

- Знаю, соберу отходы, какие есть, вон их сколько…

Через несколько дней он выложил перед начальником цеха три тысячи болтов.

Все сто пятьдесят строителей бронепоезда работали, не считаясь со временем. Они решили сделать боевую машину к Новому году. Даже в столь тяжелое время на заводе не забывали о социалистическом соревновании. Подводили итоги и определяли победителей: бригаду Перова, работавшую на одной из бронеплощадок и рабочих бригадира Ефремова, оборудовавших паровоз с тендером.

 

И.Н.Ермаков в музее трудовой славы ЗиО с комсомольцами завода. Слева – Герой Социалистического труда М.Е. Захаров. Фото 70-х годов.

 

В экстремальных условиях

25 декабря И.Н.Ермаков ездил в Москву решать вопросы, связанные с передачей завода Наркомату авиационной промышленности. Возвращался на исходе дня. Проезжая Красную горку, он увидел вдали, с левой стороны, клубы дыма. «Завод…», - мелькнула страшная догадка. Вскоре она подтвердилась: на заводе действительно произошел пожар, горел один из заводских цехов. Выскочив почти на ходу, Иван Николаевич приметил «эмку» Ф.И.Иванова. Он вздохнул с облегчением, когда понял, что охватил соседний с бронепоездом цех.

Подбежал начальник пожарной службы:

- С водой плохо, да и струя до пламени не достает.

- Надо послать людей на крышу и разбирать конструкции. А для тушения снег можно использовать.

Пожарник стоял на своем, но после новых безуспешных попыток достать до огня снизу, согласился с предложением директора.

С топорами, ломами, лопатами – кому что попадалось под руку – рабочии устремились на крышу. Вместе со всеми деревянные перекрытия рубили секретарь парторганизации Пучков, начальник цеха Гогоров, директор завода Ермаков. Огонь потушили через несколько часов, но головешки тлели до самого утра. Рабочии засыпали их снегом, и они гасли, шипя и испуская клубы сизого дыма.

Накануне Нового года на заседании городского комитета обороны директор доложил о завершении строительства. Бронепоезду не стали присваивать номер – назвали в честь тех, кому он обязан своим рождением – «Подольский рабочий».

Первого января на заводе прошел митинг. В торжественной обстановке бронепоезд, состоявший из двух паровозов, четырех бронеплощадок и десяти вагонов, был передан представителям 43-й армии. «В момент, когда бронепоезд должен был отправиться на фронт, около крекинг-корпуса разорвалась вражеская бомба, сброшенная фашистскими летчиками, и разворотила железнодорожные пути, - вспоминал И.Н.Ермаков. – За ее восстановление взялись наши транспортники и под руководством А.Мигалина за несколько часов исправили путь».

Ученица 9-й школы Подольска Л.Комиссарова в тот день пришла на завод по приглашению матери. «Нет слов, чтобы передать чувство волнения от всего увиденного и услышанного, - вспоминает она спустя 65 лет. – Вот он, наш бронепоезд, и стоит не на запасном пути, а на выездных с завода рельсах. Он готов к бою!» Наверно, многие уже забыли довоенную песню со словами «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». В 41-м году его час пробил.

Бронепоезд «Подольский рабочий» прошел боевой путь от Мценска до Берлина. Летом 1942 года его экипаж, состоявший из рабочих механического завода, посетила делегация Подольска.

Руководитель строительства бронепоезда И.Н.Ермаков, как и его соратник - Ф.И.Иванов, прожил долгую жизнь – 84 года. Он много повидал на своем веку, но самым трудным испытанием, выпавшим на его долю, считал строительство бронепоезда «Подольский рабочий».

 

Вячеслав Ерохин

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+