ПОДОЛЬСКИЕ НОВОСТИ. ПОДОЛЬСК. Подольский ФОРУМ

 

НОВОСТИ - администрации - благочиние - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВ

РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ ИЗ ПОДОЛЬСКА

Все книги Сергея Николаева

 

Сергей НиколаевСергей Николаев впервые опубликовался  в 1982 году в журнале «Сельская молодежь» с рассказом «Год, не прожитый дважды» («Воспоминание о лжи»). С тех пор в течение вот уже более чем двадцати пяти лет его произведения  регулярно появляются на страницах общероссийских и местных изданий:  в «Сельской молодежи», «Юности», «Октябре», «Авроре», «Москве», «Московском журнале», «Работнице», «Крестьянке», «Очаге», «Подольском альманахе» и т.д.

      В творчестве С. Николаева можно выделить (конечно же, весьма условно) три направления.

      Первое направление – психологическая проза. К этому направлению относятся почти все рассказы писателя, а также повести «Четверо под солнцем и луной» и «Прошлогодние подробности». С. Николаев (как определил в рекомендации при вступлении  С. Николаева в Союз писателей России московский прозаик Ан. Чехов)  занимается в своих произведениях «исследованием души человека» в «конфликтных ситуациях». «Конфликты у автора, – как пишет далее Ан. Чехов, – как правило «внутри героя», в его меняющемся мировоззрении, точно препарированной автором психологии, проявляющейся подчас неожиданно и противоречиво, с неоднозначными оценками поступков и событий».

      За двадцать пять лет своей творческой деятельности С. Николаев опубликовал более двадцати рассказов в различных общероссийских и местных изданиях. Его произведения неоднократно положительно отмечались критикой.

      В 1983 году  именно как рассказчик С. Николаев был приглашен  Комиссией по работе с молодыми литераторами на V Московское совещание молодых писателей. Руководителями семинара О. Попцовым, В. Личутиным, В. Осиповым и Ст. Романовским рассказы С. Николаева были признаны одними из лучших в семинаре и рекомендованы для издания отдельной книгой  в издательство «Современник».

      В 1984 году, опять же как рассказчик, С. Николаев принимал участие в  VIII Всесоюзном совещании молодых писателей (семинар С. Шуртакова). Его произведения снова были рекомендованы для издания отдельной книгой.

      В 1984 году за  рассказ «Торжество» С. Николаев был удостоен Первой премии МГК ВЛКСМ и Московской организации Союза писателей РСФСР.

      В том же году С. Николаев был награжден медалью «Золотое перо» журнала «Сельская молодежь» (гл. редактор О. М. Попцов).

      В 1986 году  рассказ С. Николаева «Листья памяти» был опубликован в сборнике лучших произведений участников 8 Всесоюзного совещания молодых писателей («Молодая гвардия», М. 1986).

      В 1987 году в издательстве «Современник» вышла в свет первая книга рассказов  С. Николаева «Забытый день».

      Второе направление творчества С. Николаева – фантасмагории.

      В 1987 году фантасмагорическая повесть С. Николаева «Записки ангела» была опубликована в журнале «Юность».

      Повесть писалась в 1983 – 1985 годах и посвящена предперестроечным годам нашей страны. Фантасмагоричность повести заключается в том, что главный ее герой Константин Зимин вдруг получил от Бога чудесную способность – летать. Понимая, что эта способность дана ему для благих дел, главный герой повести не находит в себе сил быть верным замыслу Бога о нем и употребляет свое чудесное свойство в корыстных целях. И Бог за этот грех лишает его крыльев. Служить одновременно Богу и маммоне невозможно. Человек, служащий маммоне, лишается  покровительства Бога – вот главная идея повести «Записки ангела».

      После публикации в журнале «Юность» повесть получила большую почту со всех концов страны. Ей было посвящено несколько публикаций в центральной и местной прессе. Кроме журнала «Юность», повесть широко читалась в ксерокопиях. В 1989 году повесть «Записки ангела» была переведена на китайский язык и опубликована в журнале «Русская и советская литература» (КНР. Ухань. № 1). Кроме того, в этом же номере журнала опубликована статья И. Сиротинского «Крылья нужны отважным» с анализом повести и положительным отзывом о ней.

      Третье направление творчества С. Николаева – историческая проза.

      В одном из интервью С. Николаев объясняет причину своего обращения к русской исторической теме. «На переломе эпох я вдруг резко ощутил свою национальную причастность к нашим давним предкам – Владимиру Крестителю, Борису и Глебу, Ярославу Мудрому, Сергию Радонежскому, Дмитрию Донскому, митрополиту Филиппу и другим героям русской истории. Я вдруг ощутил, что тверже стою на ногах, что у меня есть корни, уходящие в глубь веков. Я почувствовал себя, как сирота, обретший наконец-то своих родителей. Я ощутил себя одним из тех, кто приходил в этот мир и уходил из него, но, уходя, оставлял нам, своим потомкам, не разоренную и разграбленную, а обустроенную и украшенную землю. Я ощутил, что и мой долг состоит в этом. Но обустраивать и украшать свою землю могут только люди, проникнутые чувством исторической ответственности перед прошлым и будущим. А кто как не писатель может и должен пробуждать в своих соотечественниках это святое чувство».

      Этой задаче – пробуждению в людях «чувства исторической ответственности перед прошлым и будущим» –  и посвящены все исторические произведения С. Николаева.

      Первое из них – повесть «Сказание об отроках Борисе и Глебе» – было опубликовано в 1991 году в «Московском журнале». Повесть обращена к 1380 году, к Куликовской битве. Главные герои ее – отроки Борис и  Глеб – волею Божьей попадают на Куликово поле и принимают участие в знаменитом сражении. Их небесные покровители – святые благоверные князья Борис и Глеб – помогают отрокам в их дерзаниях. Преданность своей Вере и своему  Отечеству, ответственность за их судьбу, способность пожертвовать жизнью ради их спасения – вот какие чувства наполняют души отроков, являя  пример того, какими должны быть и мы, если хотим спасти свою Веру и свое Отечество в наше нелегкое время.

      В 1999 году повесть  «Сказание об отроках Борисе и Глебе» была выпущена в издательстве «Терра»  отдельной, богато украшенной книгой для детей и юношества  (художник И. Пчелко) тиражом в 20 тыс. экземпляров. Однако же, несмотря на большой по нашим временам тираж, сегодня ее невозможно найти на прилавках магазинов.                  

      В 1996 году в журнале «Бежин луг» была опубликована новая историческая повесть С. Николаева «Ладанка». Она также посвящена Куликовской битве. Главный герой ее – дружинник Серпуховского князя Владимира Храброго – Софрон во время сечи ценою собственной жизни спасает от неминуемой гибели Великого князя Дмитрия Донского. Однако на смертном одре, когда  Великий князь вдруг узнает своего спасителя, не открывается перед ним (ибо стыдно самому себя возвеличивать) и уносит в могилу известную только Богу тайну. Образчик истинно православного поведения являет собою Софрон, образчик, на который нам, грешным людям XXI века, надобно равняться.

      В 1998 году в журнале «Москва» был опубликован исторический роман С. Николаева «Шемякины дни». Роман переносит читателя в XV век, в 1446 год, в те драматические дни, когда звенигородский князь Дмитрий  Шемяка, обманом захватив в плен Великого князя Василия Темного, воцарился на великом московском столе.

      Дмитрий Шемяка в оценках историков выглядит весьма противоречиво. Одни называют его «разбойником» и «злодеем», иные – «политическим деятелем, обогнавшим свое время».  В романе «Шемякины дни» С. Николаев попытался объяснить это противоречие. Шемяка, в его описании, предстает человеком, величайшая гордыня и властолюбие которого тщательно скрываются им не только от окружающих, но даже и от самого себя. Разбойные поступки свои он оправдывает желанием блага для Руси и сам искренне верит в это. Когда же события принимают неугодный ему оборот, когда московский люд отворачивается от него, истинные   чувства сего поборника новгородской вольницы и веча вырываются наружу, и перед нами неожиданно предстает жестокий и кровожадный деспот, готовый пойти на все ради удержания власти.

      В романе Шемяке противостоит Великий князь Василий Тёмный, воспринимающий власть как тяжкий, возложенный на него Господом Богом крест, который необходимо нести до конца, несмотря на все трудности этой доли.

      В 2002 году роман «Шемякины дни» был переиздан в «Роман-газете».

      В 2002 году в  журнале «Москва» был опубликован  исторический роман С. Николаева «Княжий крест». В  новом романе писатель опять обращается к XIV веку, а именно к 1389 году, когда незадолго до смерти Великого князя Дмитрия Донского между ним и его двоюродным братом Владимиром Храбрым чуть было не разгорелась кровавая распря из-за  нового порядка престолонаследия. Прегрешения многих людей привели Русь в 1389 году на грань братоубийственной войны. Искупление людьми своих грехов избавило Русь в 1389 году от кровавой распри. В романе «Княжий крест» С. Николаев показывает, каким великим трудом давалось нашим далеким предкам это искупление. Но все-таки они его совершили и тем самым спасли Русь в конце XIV века от ломки и потрясений. Удалось это лишь потому, что в русских людях того времени был необыкновенно силен дух православия, изгоняющий из их душ властолюбие, гордыню, зависть и другие нечестивые чувства.

      Основная идея романа «Княжий крест» – лишь общее покаяние, лишь общее искупление грехов может спасти нашу страну от разорения, ломки и потрясений – звучит сегодня для нас весьма насущно.

      Роман «Княжий крест» вышел в 2003 году в издательстве «Самира» в Серпухове к 650-летнему юбилею Владимира Андреевича Храброго. В 2004 г. за роман   «Княжий крест» С. Николаев был удостоен премии «Серпуховское наследие».

      В «Подольском альманахе» были опубликованы новые исторические повести С. Николаева  –  «Собор блаженного Василия» (2003, №7) и «Во время оно…» (2006, №9).

     С 1992 года Сергей Николаев – член Союза писателей России.

 

Все книги Сергея Николаева

 

 

Подольск - NEWS

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: mail@podolsk-news.ru

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Rambler's Top100