ПОДОЛЬСКИЕ НОВОСТИ. ПОДОЛЬСК. Подольский ФОРУМ

 

НОВОСТИ - администрации - благочиние - культура - история  - знаменитые люди - телефонная книга - школы - ВПО "Память" - галерея -  ФОРУМ

 

Подольское благочиние. Олег Сердцев

 

Христианин – это ответственность

 

Интервью с Благочинным Подольских церквей

протоиереем отцом Олегом Сердцевым.

 

 

Олег Сердцев- Отец Олег, в начале беседы хотелось бы услышать небольшой рассказ о благочинии в целом.

- Большинство храмов, которые входят в Подольское благочиние, были возведены еще в XVII веке. К примеру, храм Воскресения Христова; тогда это была деревянная монастырская клетская церковь на реке Пахре, упоминается в писцовых книгах с 1627 года. Это еще не самый древний храм. В постсоветское время, на подольской земле проводили службу Господу всего три храма: Подольский Троицкий Собор, в селе Былово - церковь чуда Архистратига Михаила и вороновская Спасская церковь. Остальные, мягко выражаясь, по причине не заинтересованности власти в развитии религиозной жизни в СССР были или полуразрушены, или в их стенах находились далекие от религиозной тематики организации. К примеру, в здании церкви Воскресения размещалась гранитная мастерская.
Благочинный отец Александр Ганаба по благословению митрополита возглавил работу по восстановлению и открытию старых храмов на подольской земле. Кто вспомнит те годы начала 1990-х, может себе представить - какая это была трудная работа. Но помощники находились и среди местной власти и частного бизнеса и, конечно, среди прихожан, которых к тому времени было не очень много, в основном бабушки. Считаю, что в народе их правильно называют хранителями Веры в советское время, так сказать нашими жёнами-мироносицами.
В числе первых восстановительных работ (или можно назвать это миссионерской акцией), было водружение на колокольню Троицкого Собора воронежских колоколов. На праздники по Подольску стал разливаться колокольный звон, что показательно – церковь ожила. Начала работу Воскресная школа для взрослых. Народу приходило очень много. Из числа пришедших «прижились» около девяти молодых ребят, в их числе был и я. Мы стали читать на клиросе, алтарничать, пономарить, кто-то встал за свечной ящик. Для бабушек был, конечно, шок: «Ну, всё, чекисты пришли!». Можно понять их настроения, при виде молодых мужчин в кожаных куртках (тогда мода была такая); да и времена гонения на Веру были не так далеки.

- Вспомните, какие мотивы прихода в церковь были у людей? Все-таки безбожная пропаганда сделала свое дело и, надо отдать ей должное: многие аксиомы внутренне трудно преодолеть простому человеку из бывшего СССР.

- Да, это так. Нам попытались заменить Веру на веру в коммунизм. Маркс, Энгельс и Ленин – подмена Троицы, Царствие небесное – светлое будущее, мощи – мумия в Мавзолее. Но не получилось. Слава Богу, что этот страшный период с точки зрения духовной жизни народа прошел. После распада СССР мы живём в другом государстве, но многие люди продолжают мерить по старинке, считая возвращение православия простым актом замены идеологий. Это большая ошибка в понимании места Веры в жизни общества.
Вообще, у каждого человека свой путь церкви. Кто через скорби, кто по душевному тяготению к вечным истинам, которая подспудно лежит в душе каждого. Иногда просто совершить обряд – крестик освятить и др. По большому счету совершенно не важно, какая земная суета сподвигла их к этому поступку, люди приходят по промыслу Божьему. И каждый пришедший, начиная работать над собой, решает практически одни и те же вопросы.

- Какие?

- Все перечислять не буду. Приведу один пример. В детстве я думал: сейчас я маленький, потом буду большой, а дальше? Так и каждый человек, задумываясь об этой цепочке, «спотыкается»: «А дальше что?» Если он неверующий, ему страшно, он боится думать о будущем, о смерти. Кто-то загоняет страх вовнутрь и пытается жить сегодняшним днем, находит утешение, утопая в роскоши. Женщины буквально из кожи вон лезут, стараясь остановить старение, применяя всякие методики голодания. Но смерть, старость тела еще никому не удалось победить. Кто же осознал бесполезность этой борьбы, идет в храм и получает взамен тревог радость духовную. Посмотрите, какие красивые у нас в православии женщины. Взгляд светел, добр, а ведь все их диеты – это простой православный пост.

- Диеты, это от моды, в Европе модно быть худой, даже вопреки здоровью.

- Куда уж там о Царствии Небесном думать, когда даже о болезнях, которые придут от этой горе-моды через 10 лет, задуматься не можем. Человек наш, стремясь к евроуровню, копирует не их умение работать, а стиль их отдыха, богатства. Слово жизнь не ассоциируется со словом работа, движение, самосовершенствование, а стала синонимом отдыха. Даже появилось устойчивое словосочетание «пожить для себя». Так часто повторяют молодожены. То есть пожить в эгоизме. Но жизненное время, отведенное нам на земле, очень коротко. Есть у нас прихожанки, которым под 90 лет: «Давно в школу-то ходила?!» - «Ой, вчера ещё за косы дёргали!» А прошло уже восемьдесят лет.

- У Кополлы в фильме «Апокалипсис сегодня» герой говорит: «Я лежу в гостинице, отдыхаю и тем слабею, а вьетконговцы, там, в джунглях под дождем, голодные с автоматами в руках, становятся сильнее...». Точно подмечено: человек, когда живёт для себя, слабеет. Сегодняшний человек даже деторождение превратил в акт, который делает тоже для себя. Один ребенок и хватит…
- Представить, что один ребёнок в семье будет идеальной опорой его родителям в старости, вряд ли возможно. Будет таким же эгоистом, как и его родители. Патриарх назвал этот год - годом семьи. Подольское духовенство в этом вопросе впереди многих. У молодых священников в семьях по 5-6 детей. В такой многодетной семье престарелые родители обузой не станут никогда.

- Зато на пенсию заработают гарантированно.

- Пока пенсия гарантирует очень скудное существование, и без помощи детей опять же нормально не проживешь.
Если посмотреть на нашу жизнь, то получается, что много отдыхают в основном те, кто ничего не делает. Отдыхают от безделья. Никто не хочет возделывать землю, выращивать скот, трудиться на заводах, все хотят быть банкирами, дилерами строительных компаний. Соглашусь, пусть так: на заводе не работаем, все поголовно становимся менеджерами над подчиненными, которых набираем из приезжих. Но профессия руководителя – это в первую очередь ответственность, а ответственность вырабатывается только при должном духовном уровне. Представляете, чего наруководит такой индивидуум, который дальше своего кошелька и развлечений не смотрит? Сколько людей он приведет к беде! В будущем придется столкнуться с деяниями таких горе менеджеров и в строительстве, и в финансах, и в государственном управлении.

- Вы говорите о сегодняшнем поколении, которое пришло на смену старым советским кадрам. Это новое поколение еще называют потерянным поколением. А что в частности делает наше благочиние, чтобы не потерять следующее поколение?

- Отец Александр Ганаба заложил хорошую основу. Создана первая Воскресная школа для детей; сейчас около 250 воспитанников в ней. Небольшая, но армия детей, которым церковь нужна. Свои поступками во взрослости они будут соизмерять с вечными ценностями. Надеемся, что они-то и встанут вскоре у руля и поднимут нашу жизнь из бездуховной ямы. И уже сегодня наметился перелом в этом направлении, и как показатель - в церковь пошли мужчины. Приходит понятие, что без Бога не до порога. Почему это важно? Мужчина – это глава семьи, олицетворение Христа и сила. Буквально недавно, на Рождество, мы радовались с отцом Александром: насколько много мужчин пришло в этом году в наш храм; также, говорит он, и у нас в Троицком. Именно мужчин молодых, в зрелом возрасте, социально активных. Значит, семена, которые начал сеять отец Александр еще с 1985 года, не пропали. Сейчас мы видим реальные плоды деятельности благочиния.

- Кстати, как Вам кажется: когда было труднее - сейчас или тогда - в перестройку?

- У каждого времени свои трудности. Про сегодняшнее падение мне говорить сподручнее. Бескультурье потоками льется из телевизора. С его разрушительными плодами сталкиваешься каждый день - как на улицах, так и в храме. Добрым словом вспомнишь советское время, советские фильмы. А сегодня этот - без кавычек голубой экран рождает одни убогие образы. Девушки – в одной руке сигаретка, в другой сотовый, на плече рисуночек, лексикон как у Эллочки-людоедочки. Буквально дебилов показывают! Их лечить надо, а они нам навязывают свой образ жизни. Мы с вами, лёжа на диванчике, становимся соучастниками убийств, изнасилований, грабежей, наркомании. Всего, чего угодно, только не хорошего, созидающего, позволяющего человеку не деградировать, а учиться, работать, совершенствоваться в труде. А, совершенствуясь в труде, мы и духовно подтягиваемся.
Жизнь можно сравнить с эскалатором, который движется нам навстречу. Люди стоят и перебирают ногами. Если мы серое болото - просто перебираем ногами, то как результат - стоим на месте. Если хотим продвинуться вперед, – мы должны приложить двойные усилия, и тогда пойти выше. А если деградируем и сядем на ступеньки, сразу окажемся внизу. Вот мы и должны выбирать, чего в жизни хотим. Или скатиться вниз или, преодолевая трудности, устремится вверх. Выбор за нами. Увы, но идеологи массовой культуры не помогают молодежи сделать его в правильную сторону.

- Но есть же и положительные примеры. Многие сегодня выбрали активный образ жизни. Зарабатывают деньги, вкалывают без оглядки…

- Вот именно, что без оглядки. А оглянуться надо. Сил много, работоспособность есть, а в сердце любви – нет. Это как те же самые европейцы и американцы. Очень активны и трудолюбивы, а любовь уходит из их жизни. Одни свадебные контракты чего стоят. Это же надо додуматься до такого! Люди семью создают, детей собираются воспитывать, как в сказке говориться, «жили и умерли в один день», а они - свадебный контракт! Это значит, заведомо закладывают бомбу в собственный дом. Значит, планируют развод, скандал и осиротевших детей. Своих собственных детей, что поразительно.

- Отец Олег, давайте перейдем к вопросам, интересующим многих православных и околоправославных людей. Некоторые темы в церкви становятся предметом не всегда здоровых споров. Не могли бы вы внести ясность в некоторые из них? Мы имеем в виду темы, связанные с именами Евгения Родионова, Грозного-Распутина, увлечение старцами и т.д.

- Да, есть такие темы, соприкосновение с которыми нечистоплотные люди превратили в повод трений православных друг с другом. Начну с напоминания слов из Символа Веры, который читают все православные на литургии хором, а часто ходящие в храм, знают наизусть. Там есть такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь...». Вот и надо Верить, а не читать одно на литургии, а в жизни подвергать сомнению жизнь Церкви.
Из этого выходит, что если церковная комиссия по канонизации еще не сделала выводы или еще работает, или на сегодняшний момент отложила решение вопроса до лучших времен, значит, так тому и быть. И ни мне, ни вам, ни священникам из Подольского благочиния, или из другого благочиния, не впору менять порядок прославления тех или иных личностей. Как бы ни хотелось этого отдельным гражданам. Любите Грозного – любите, уважаете Распутина – уважайте. Если Вам кажется, что церковь в этом вопросе отстает, так делайте для этого чего-нибудь, помогающее церковным людям разобраться, где правда, а где нет. Проводите исторические исследования, пишите научные труды, в конце-концов. Не надо эпатировать ситуацию. Не надо разжигать страсти в вопросе, который требует безстрастности. Дмитрия Донского канонизировали через 600 лет после кончины! Мы что - стали умнее и духовнее наших прадедов, которые решали эти вопросы неспешно? Или подвиг Дмитрия Донского более сомнителен, чем у героев сегодняшних дней, того же Евгения Родионова? Вижу политическую подоплеку в разжигании конфликта - с одной стороны и недальновидность тех, кто идет на поводу у раскольников, эзотериков и кликуш, - с другой.
Что касается старцев, подтверждаю, проблема есть. Патриарх эту тему поднял в своем обращении. Если кто не удовлетворился ответом Святейшего и ищет более простого ответа, скажу так. Когда человек начинает искать себе что-то особенное, избранное, а не как все, значит, проблемы есть у этого человека, а не у церкви. Спасаться можно где угодно: в любом храме, любой местности, принимая причастие от самого неказистого батюшки. Любой священник скажет то, что вам нужно в этот период духовной жизни, Господь позаботится.
Увлечение старцами - это от страха взять на себя ответственность за свою судьбу, сделать выбор самому. Свобода выбора - это тот акт, к которому и призывает христианство, без свободы выбора нет христианства.
Часто слышу: «Батюшка, благословите послабить пост». Это что: «Батюшка, благословите согрешить?» Каждый на себя должен взять ответственность за уровень своего поста. Если не можете жить без рыбы – ешьте. Это ведь личная жертва. Конечно, советоваться с духовником полезно и нужно, но решение принимать должен сам человек. Христианин – это умение принимать решения и нести за них ответственность, это взрослость. Без инфантилизма и раболепства, а если и быть рабом, то только Божьим.

Троицкий собор Подольска- А послушание?

- Понятие послушания или абсолютного послушания перешло к нам в мир из-за стен монастырей. Монахи использовали эту форму смирения для избавления от гордыни. Одно из предназначений поста, кроме жертвы Богу, это тренировка духа управлять плотскими желаниями. Так, абсолютное послушание - тренировка для избавления от «самости». Переносить это в мир - абсолютно не правильно. Если вы монах - это одно, а если мирянин?
Кроме того, мы забываем, что ни один священник не должен затмевать собой Господа нашего Иисуса Христа. Христос пришел ко всем людям, а не к какой-то избранной группе.Александр Ганаба. Подольск. Поэтому давайте не будем искать особых путей ко Спасению, а пойдем по тем, которые определены в Евангелии. И только на Страшном суде будет указано самим Христом: кто избран для Царства Небесного, а кто нет.

- В нашей Беседе Вы часто рассказываете о делах отца Александра Ганабы. Отец Александр был благочинным Подольского церковного округа, сейчас является настоятелем Троицкого Собора и секретарем епархиального управления. В прошлом году город отметил 175-летие строительства этого храма. Что бы Вы хотели пожелать отцам Собора?

- Раньше, когда деревня разросталась, ставили церковь, место начинало называться селом. Когда в селе появлялись другие церкви, и оно укрупнялось до города, возводили Собор, который становился главным церковным местом. У нас в городе так же есть этот центр - Собор, воздвигнутый в честь Живоначальной Троицы. Возглавляет его отец Александр Ганаба, который является для нас, для молодых священников подольского округа, добрым примером самоотверженного пастырского служения. Когда будет печататься Ваш журнал, мы отпразднуем один из самых почитаемых в православии двунадесятых праздников – Праздник Троицы и пусть с запозданием, и пользуясь случаем, поздравлю отца Александра Ганабу и всех священников главного Собора города с этим великим днем.
 


Беседовал Сергей Юхнов
В материале использованы
фотографии из архива
Благочинья Подольского округа

и Алины Багдасарян

  

Материал взят из журнала "Деловой Подольск" №5(8) за 2008

 

 


© ООО "Информация", г.Подольск, 2006. Все права защищены. Копирование и распространение материалов сайта без разрешения владельцев запрещено. E-mail: mail@podolsk-news.ru

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-24670 от 16 июня 2006 года, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Rambler's Top100